Воинская повинность необходима для блага государства

(Речь по случаю рекрутского набора).

Одна тяжелая дума теперь у всех вас, православные христиане: благочестивейший Государь наш требует некоторых из вас себе на службу царскую. Одни из вас готовятся поступить в христолюбивое воинство, другие снаряжают на службу своих детей, или внуков, или братьев, третьи плачут, прощаясь со своими мужьями и отцами. Что и говорить: нелегкое дело рекрутчина. Но, братия мои возлюбленные, православному христианину надобно обо всяком деле подумать, рассудить по-христиански, тогда и тяжелое дело будет не в пример легче, и в скорбную душу прольется утешение. Побеседуем о той повинности, которая теперь занимает всю вашу душу.

Тяжело нам бывает нести повинность, когда мы не знаем, что она необходима и полезна и что она законна. А когда мы видим ясно, что дело, которого от нас требуют, необходимо нужно, что его требуют по Божескому закону, тогда и трудное дело становится для нас легким. Это же самое надобно сказать и о воинской повинности. Тягостною она вам кажется, но подумайте об ней попристальнее, и вы увидите, что она необходима, что она согласна с волею Божией, и легко и благодушно исполните ее.

Никакое царство не может стоять благополучно без храбрых защитников. Что сделали бы с нами иноземные народы, если бы у царя нашего не было постоянного, обученного, сильного воинства? Земля наша велика и обильна хлебом и всякими плодами, богата золотом и серебром и драгоценными камнями. Всем этим богатствам сильно завидуют иноземные народы. Несытое сердце их с незапамятных времен алчет добра русской земли. Не будь у нашего царя воинства сильного, они вторглись бы в наше отечество, разграбили бы богатые города и мирные селения, наложили бы на нас свою тяжелую руку. Конечно, много у нас народу сильного и бесстрашного, много любви к матери нашей, земле русской, мы все стали бы против них, как один человек, но не устоять ныне в бою людям, не знающим ратного дела, с одною силою и храбростью, против врагов, искусных в войне, владеющих страшным оружием. Не выдумываю я это, а напоминаю то, что бывало в старые времена. В стародавние времена благоверные князья и цари наши не имели многочисленного постоянного воинства, и иноземные враги постоянно вторгались в нашу землю: с одной стороны хищные орды татар некрещеных, с другой — поляки и литовцы, с третьей — немцы и шведы. Пройдут, бывало, по земле нашей — где богатый город стоял, там обгорелые развалины останутся, где селения были, там степь голая; подступят к царствующему граду — Москве, весь выжгут его, расхитят казну царскую, ограбят богатую утварь церквей и святых обителей, старых и малых изобьют, жен в плен возьмут. И в те времена люди русские были сильны и храбры, не меньше любили землю свою, но, будучи не готовы к войне, не изучив искусства воинского, или слагали головы свои на поле бранном, или разбегались по лесам дремучим. Другое дело теперь, когда наш царь всегда держит наготове сильное, обученное воинство. Как на сильного человека, хоть он и рукой не двинет, не употребляют свою силу в дело, не смеют нападать недруги его, потому что у него есть сила, так точно и на русский народ, у которого постоянно есть сила воинская, хотя он и не употребляет ее в дело, никто из иноземных народов не смеет учинить нападение, потому что знают все, что у него есть воинство храброе и обученное. Теперь вы безопасно засеваете поля свои, не подумаете, что чужеземные кони могут потоптать их, и потом весело собираете с них плоды трудов своих. Теперь вы строите дома свои, твердо надеетесь прожить в них весь век свой, и мысли у вас нет, что чужеземный огонь спалит их. Теперь вы весело живете, наслаждаясь семейными радостями; никому и в голову не приходит, чтобы вы и дети ваши могли быть жертвою неприятельского меча.

Что было бы у нас и без иноземных врагов, если бы у царя не было воинства? Из нашего же народа явились бы шайки грабителей и разбойников, и не было бы никому житья от них. И опять я это не выдумываю, а говорю потому, что так было у нас в старину. Кто из вас не знает страшных рассказов о разбойниках? Много в этих рассказах истинной правды. Когда у князей и царей наших не было под рукою воинства готового, во всех краях земли русской завелись шайки воров, грабителей и разбойников, так что от них добрым людям не было почти свободного прохода и проезда по большим дорогам и широким рекам. Они били и резали честных людей, отнимали у них добро, нажитое трудами целой жизни, и некому было усмирить их. То ли дело теперь? Пройдите вы из конца в конец землю русскую, и никто вас не тронет. Подите в чужие земли, и там вам не сделают обиды. Почему теперь это так? Потому что все знают, что у нашего царя много воинства, и он, отец наш, всякого обидчика своих детей, своих подданных, чрез воинов найдет и строго накажет. Теперь, православный христианин, всякому понятно, что нельзя нашему царю и царству обойтись без сильного воинства, что воинство всем нам защита и спасение от врагов чужих и своих. Это значит, что воинская повинность дело необходимое и полезное для всех нас.

И Бог дал царям и правителям народным власть избирать из народа для защиты его людей сильных и мужественных и составлять из них воинство. Так, Он несколько раз повелевал пророку Своему Моисею выбирать из народа Божия людей сильных, храбрых и бесстрашных и с ними отражать врагов его (см. Исх. 17, 9; Втор. 20, 5-8). Так же, когда Бог давал израильтянам первого царя, сказал им через пророка: сие будет оправдание царево (то есть право, власть царя)… сыны ваша возмет и поставит я колесничники своя, и на кони всадит их, и предтекущих пред колесницами его, и поставит я себе сотники и тысящники… и творити орудия воинская его и орудия колесниц его (1 Цар. 8, 11-12). А нам, православным христианам, Господь заповедал служить благу ближних своих, полагать души своя за други своя. Этим самым Он заповедал нам беспрекословно идти на служение Царю и Отечеству, когда нас требуют, хотя бы на службе привелось положить душу свою. Значит, воинская повинность, исполнить которую теперь вы должны, не только дело необходимое и полезное для нашего Отечества, для всех нас, но и согласное с волей Божией.

Православный христианин, кому из вас Бог дал жребий идти на службу царскую, идите служить с полною готовностью. Тот, кто подумал бы уклониться под каким-либо видом от повинности воинской, пред Господом Богом согрешит, Царя прогневит и от людей стыд и срам себе наживет. Нечего ныне бояться службы царской: благомилостивый Государь наш много сократил и облегчил службу воинскую. Будучи сам ко всем добр и милостив, он и от военачальников требует, чтобы они поступали с воинами человеколюбиво. Не без трудов, конечно, служба воинская, но какая служба без трудов? Зато служба воина есть самая почтенная и славная служба: воин защищает Православную Церковь, Царя и Отечество. За службу эту его Государь награждает и казною своею, и всякими отличиями, а паче всего своею любовию царскою, а Святая Церковь за воинов молится особенно. Идите же, православные христиане, с миром, куда вас зовет Бог и благочестивейший Государь, и служите верою и правдою. Не страшитесь, если бы понадобилось положить и душу свою, исполняя долг свой: христолюбивому воину, положившему живот свой на службе, Господь Бог дарует на небе венец мученика, потому что он умирает за Православную Церковь, за Царя и Отечество. 

Православные христиане, провожающие на службу царю своих родных и ближних! Помолитесь Господу Богу об их здравии и благополучии, об успехе оружия их против врагов и супостатов, утешьте их добрым словом и хлебом-солью, благословите их и наградите, чем кто может, от избытков трудов своих, не оставьте и семейств их: они идут охранять вашу жизнь, мир и спокойствие. Помочь им и их семействам приглашает вас сам благочестивейший Государь. Вас наградит за это Господь Бог.

Бог же да прольет утешение и радость в сердца всех вас.

Душеполезное чтение, 1863

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *