Как православный воин должен готовиться к бою?

Вы, воины благочестивые, вступили в воинскую службу главным образом для того, чтобы защищать Веру, Царя и Отечество против врагов.

По милости Божией, в настоящее время хотя явных врагов у нас нет, — мы переживаем временя мирные и молимся, чтобы Господь, елико возможно долее, продлил сии времена, — однако никто не поручится нам, что только одни мирные времена для нас и продлятся, и никто не уверит, что врагов никогда не будет у нас. Очевидно, что все может быть, и враги не нынче, так завтра могут прийти к нам.  А если так, то должны и все мы, а тем более вы, воины, быть в постоянном бодрствовании и готовности встретить врага. А так как это дело великое, то вам наипаче должно подумать о нем. Вдруг враг вошел в нашу землю? Вдруг вам придется вступить с ним в бой? Стать лицом к лицу со смертью? Как тут быть? Без приготовления в таком деле, как битва, без сомнения, пропадешь, а приготовление, как мы сказали, дело великое. Поэтому и нужно вам знать заранее, в чем должно состоять это приготовление. В чем же?

Прежде всего, воину должно вступать в дело брани не с одним оружием плотским, но и с духовным: оградить себя верою, вооружиться молитвою и упованием. Посмотрите,  на великого князя Андрея Боголюбского. Перед воинством его всегда были носимы икона Спасителя и честный крест, и оно не прежде устремлялось на врага, как изливши теплые молитвы пред сею иконою и облобызав святой крест. Что же? Такое живое упование и вера приносили и князю и воинству его и плод не мертвый.

Например, раз, по принятому обычаю, с горячею молитвою князь и воины его вышли на брань против булгар, и сколько ни усиливались враги нашего Отечества, гордость и сила их были сокрушены до того, что едва не все грады их достались победителю. Но пример этот не единственный. И великий князь Димитрий Донской, отправляясь на брань против полчищ Мамая, прежде и паче всего излил с воинством теплые молитвы пред Господом в Москве, во многих обителях вне ее, и Мамай был разбит наголову. И в войсках князя Димитрия Михайловича Пожарского, пред битвами его с поляками, также воинство его усердно молилось пред чудотворным Казанским образом Богоматери, и враги были также разбиты и прогнаны. И в войсках Петра Великого носимы были всегда святые иконы, пред которыми воины проливали молитвенные слезы, и молитва их также не тща была. И в отечественную войну было то же; и в последнюю, наконец, войну с турками вы также, конечно, слышали об общей молитве воинства во главе с царем- освободителем в Кишиневе. И тут также Господь благословил оружие наше и посрамил наших врагов.

Итак, вот в чем должно быть первое приготовление к брани: «Идешь в битву — молись усердно».

Второе приготовление должно состоять в том, чтобы примириться со всеми. Перед штурмом варшавского предместья Праги в 1794 году один из русских военачальников солдатам говорил: «Слышите, дети, надобно нам, как христианам, как русским, помолиться Господу Богу и Его святому угоднику Николаю о победе над врагами и о покровительстве над нами… Да и помиримся со всеми. Слышите, друзья мои? Это хорошо будет, это по-нашему, это по-русски, это нужно!» «А мы только хотели просить вас об этом», — отвечали солдаты. Вот и это прекрасный пример для подражания. В самом деле, можно ли вступать в страшный час с злобою в сердце? Достойно ли это христианина? Будет ли такому защитником в битве Господь? Нет, а потому тут-то наипаче и должно отложить всякий гнев и злобу, со всеми примириться, всем простить и самому у всех испросить прощения.

 В-третьих, вступая в битву, нужно вооружить себя смелостью и храбростью, но при этом полагайтесь не столько на свое собственное мужество и крепость, сколько на помощь и силу Единого крепкого во бранех — Господа. Вспомните древнего ратоборца Давида, который вещал к Богу: не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене… Царь мой и Бог мой… О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны (Пс. 43, ст. 7, 5, 6).

Взывайте и вы в сердцах ваших с псалмопевцем: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль (Пс. 45, 8).
Желаете ли еще знать, каким оружием древние вожди израильские побеждали царства, были крепки на войне, прогоняли полки чужих? Оружием веры в грядущего Мессию. Верою, повествует о них святой апостол Павел, победиша царствия… быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр. 11, 33-34).
Да будет и вашей неотъемлемой принадлежностью это святое и победоносное оружие! То есть храните крепко и вы в сердцах ваших веру православную — живую веру в Господа и Спасителя, уже пришедшего. С этим всесильным оружием возможете и вы великое совершить.
Итак, оградившись щитом веры, грядите с бодростью на предлежащий вам многотрудный подвиг.
Мы же, пребывая здесь, не престанем внимательно следить за вами на вашем бранном поприще и будем споспешествовать вам в подвигах брани нашими усердными молитвами; будем, подобно вождю народа израильского Моисею (см. Исх. 17, 11), воздвигать руки наши на молитву к Богу браней и Господу сил, да дарует нам одоление на врагов.

Кормчий, 1888

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *