Чем могут не участвующие в военных действиях помогать воинам

 

(Поучение по прочтении Высочайшего манифеста о войне с Турцией).

Вы слышали, возлюбленные братия, Высочайший манифест о войне России с Турцией. Возлюбленный монарх наш, Государь Император Всероссийский, нашелся вынужденным объявить этой вероломной державе войну, как ни дороги ему кровь и достояние подданных.

Войны, братия мои, неизбежны на земле, ибо иногда народы, особенно не ведущие Христа Божия, попирают самые священные права и интересы, достояние и честь, веру и богослужение так называемых культурных, образованных, христианских племен и народов. И чем вы обуздаете дерзость, кощунство, зверство и кровопийство этих извергов человечества, чем, скажите, кроме оружия? Волей- неволей приходится отражать грубую силу также силою, оружие — оружием и дерзко вызывающих на войну карать войною. Господи сил! Ты видишь правоту нашу! Ты зриши, что русское воинство выступило в защиту всячески поруганных прав людей, именующихся именем Твоим. Сам, Сам Господи Иисусе Христе, восстани в помощь нашу и сокруши оружие и меч и брань врагов наших и покори враги под ноги наши, к славе имени Твоего святого и Церкви Твоей святой.

Что же мы, с своей стороны, братия, должны делать в предстоящую войну? Тогда как воинство оружием, военным искусством и силою будет защищать безопасность, права, честь, веру единоплеменников и наши собственные права, веру и честь, поруганные в лице братий наших и в лице нас самих, нашею первою и прямою обязанностью должны быть благочестивая, со страхом Божиим жизнь, молитва, милостыня и, в случае нужды, жертва своим достоянием на потребности военные, по силе и возможности каждого. Впрочем, уповаем, что Господь скоро сокрушит кичливость и дерзость врагов наших и Ангел Господень будет поражать их, и что будет путь их тьма и ползок, и Ангел Господень будет погоняяй их (Пс. 34, 6), ибо они в дерзости своей устремились с оружием в руках на Самого Господа и на помазанника Его. Вера и благочестие народа привлекают на него особенное благословение Божие и чудесную помощь Божию. Во времена древние, дохристианские, многие были примеры чудесной помощи Божией иудейскому народу.

В царствование благочестивого царя иудейского Иосафата против иудейской земли составили союз и вторглись в ее пределы разные иноплеменные народы. Иосафат назначил по всему царству пост и собрал народ в храм для молитвы. Пост и молитва тотчас привлекли на весь народ благословение и чудную помощь Божию. В это время на одного благочестивого иудея сошел Дух Божий, и он предсказал царю и народу, что заутра они получат победу, не имея нужды сражаться. На следующий день Иосафат повел войско против врагов; впереди шли священники и левиты с пением священных гимнов. Когда же они приблизились к неприятельскому лагерю, то в нем нашли одни мертвые тела. Союзники поссорились между собою из-за дележа будущей добычи и истребили друг друга. Иудеям оставалось только собирать добычу и славить Бога за свое спасение (см. 2 Пар. 20, 1-28).

А при царе иудейском Езекии и пророке Исаии, по повелению Божию, Ангел Господень истребил в ассирийском стане в одну ночь 185 ООО войска за дерзость царя Ассирийского и его полководца против Господа, и сам царь был убит собственными его сыновьями (см. 2 Пар. 32, 1-21).

А сколько во времена христианские, отдаленные и близкие, Господь являл Свою чудесную помощь благочестивому народу русскому, особенно чрез покров Пречистой Богородицы, и исчислить невозможно от множества! Эта чудесная помощь была являема русским, особенно во время татарского ига, в страшные годы междуцарствия и в нашествие Наполеона. Не оскудевает она и ныне; не замедлит и в настоящую войну, если мы в покаянии и благоделании будем призывать ее усердно.

«Возвыси, Владычице, и ныне рог благочестивых и низложи варваров шатание, необоримо спасающи сие стадо Твое, в немже великое Твое имя и многославное величается верно и славится, ибо Ты, Богородительнице, царствия нерушимая стено, Тобою воздвижутся победы и Тобою ниспадут врази».

Итак, в предстоящую войну России с Турцией будем, с своей стороны, и мы помогать русскому оружию и русскому воинству благочестивою жизнью, взаимною благотворительностью, трезвением, чистотою, повиновением, молитвою, и Господь поборет за нас. Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *