Утешение изгнаному из отечества и дома своего

Сатана старается всяким образом озлобить благочестивые души, которые против него подвизаются и презирают гнусные и богопротивные советы его, и наводит на них то те, то другие напасти чрез служителей своих, злобных людей. Посему-то по его хитрости и лукавству бывает и то, что душа благочестивая изгоняется из дома и отечества своего, лишается любимых своих друзей и приятелей. Ибо он, как дух злой и гордый, радуется случаю как-нибудь озлобить душу, противящуюся ему. В таком бедствии изгнанная душа может утешать себя следующими рассуждениями.

Ничто не бывает без Божия изволения и Промысла, следовательно, и сие твое изгнание. Злоба человеческая изгоняет тебя, но попущением Божиим. Ибо если бы Бог не попустил тому быть, сатана и служители его ничего не могли бы тебе сделать. Не две ли птице ценитеся единому ассарию,  и не едина от них падет на земли без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф. 10, 29-30), говорит Христос. Если же о малых вещах Бог имеет Промысл Свой, кольми паче о человеке, превосходном творении Своем и лучшем прочих созданий? Итак, что может приключиться человеку, паче же верному, без Промысла и воли Божией? Бог видит все: кто и для чего и кого изгоняет — поручи же Промыслу Божию дело изгнания твоего, и Он будет пещись о тебе.

Христиане суть пришельцы и странники в мире сем (см. Евр. 11, 13) и не имеют зде пребывающаго града, но грядущаго изыскуют (Евр. 13, 14) и ждут основания имущаго града, емуже художник и содетелъ Бог (Евр. 11, 10); посему жизнь их в сем мире есть не другое что, как пленение и странствование. Следственно, для них равно как в отечестве и доме, где родились и воспитались, так и на чужой земле, в которую изгнаны или пленены, продолжать странствование свое, пока Богу благоугодно, чтобы они в мире сем странствовали. Потому и для тебя равно жить ныне на всяком месте — в доме или где-нибудь на чужой стороне. Итак, в доме ли своем и отечестве или на чужой стороне живешь ты — равно можешь возводить очи свои к небу, истинному отечеству своему, и живущему на небеси Отцу Небесному, и Он с небеси Своего святого равно взирает на тебя; паче же благоприятнее зрит и призирает на тебя в изгнании, как на изгнанного и озлобляемого от человек, и, как Отец Милосердый, состраждет и венец славы вечной готовит тебе.

Всякое место, страна и град есть Божий: Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс. 23, 1). И Бог наш на всяком месте есть, и есть упование всех концев земли и сущих в море далече (см. Пс. 64, 6), убо на всяком месте царствие и владычество Его (см. Пс. 102, 22), и ты на всяком месте в Царствии Божием находишься, и Бог везде с тобою есть. Ибо как нечестивые, хотя в домах своих успокаиваются, прохлаждаются и веселятся, но в царствии диавольском и во власти его темной находятся, и Бог далек от них Своею благодатью, так благочестивые, где бы они ни были, находятся в Царствии Божием, и Бог с ними неотступно: с ними есмь в скорби (Пс. 90, 15) их. С Богом же быть — на всяком месте отечество и дом есть, как, напротив, без Бога дом и отечество есть ссылка и пленение. С Богом в бедах и страданиях и в самом аде хорошо; без Бога и самый рай и небо есть ничто. Ибо где Бог, там и Царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Поелику Бог есть сокровище и источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, то без Него не может быть истинного утешения, истинной радости и веселья, истинной жизни и блаженства. Когда о сем со вниманием рассудишь, то не будешь скучать о том, что удалился ты от отечества и дома, но везде будешь иметь утешение.

Вспомни, что святые Божии изгнаны были. Святый Иосиф по зависти братьев своих изгнан был: в раба продан был Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его (Пс. 104, 17-18). Давид от Саула (см. 1 Цар. 8-26 и далее) и сына своего Авессалома (см. 2 Цар. 15-17) изгнан был и скитался по чужим странам и во всяком бедствии и злострадании был. Даниил и три отрока с прочими в Вавилоне пленены были из Иерусалима (см. Дан., гл. 1). Апостолы, мученики, святители и прочие святые различные изгнания претерпели. То же и ныне бывает. Ибо мир свирепостью своею, как море волнами, изгоняет и отвергает от себя святых, как мертвых ему, но живых Богу. И ты, изгнанный, общник с ними в печали (см. Откр. 1, 9), и лучше тебе с ними скорби терпеть, нежели с неблагодарным и злым миром веселиться, ибо с ними же и утешение воспримешь во Царствии Небесном. Вот скоро избавление придет, и отымет Бог всяку слезу от очию (Откр. 7, 17) наших. Вспомни и то, что Сам Сын Божий и Господь наш к нам, изгнанным из рая, и странным, и пленным, самоизвольно пришел, и с нами, бедными, бедствовать, и странными странствовать, и проданными под грех, преданным, связанным, веденным быть на суд и смерть и умереть благоволил. Взирай на сие зрелище, и получишь утешение.

Скажешь: от отца я и матери, от братий, сродников и друзей любезных удаляюсь! Правда, прискорбно от любимых удаляться. Но от Бога ты удалиться нигде не можешь. Он для тебя вместо отца и матери; Он говорит тебе: аще и забудет изчадия жена, но Аз не забуду тебе (Ис. 49, 15); И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмъ, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе (Ис. 43, 2). Сие узнал на себе святой Давид: аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты (Боже) со мною еси (Пс. 22, 4). И еще: отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). Верные и любезные друзья твои суть Ангелы Божии, которые невидимо ополчаются окрест боящихся Господа (см. Пс. 33, 8). Братья твои суть святые, которые прежде также изгнание претерпели и ныне на подвиг твой смотрят и радуются о терпении твоем. Вот сколько любимых у тебя и в изгнании твоем! Бог, помощник, защититель и утешитель твой, с тобою; Ангелы — Хранители твои; братья твои — святые, которым в бывшей печали их ты сделался общником. К тому же, совесть твоя — увеселение твое, внутренний и всегдашний твой свидетель и утешитель.

Христос ублажает изгнанных правды ради: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 10). Вот на что надейся паче отца и матери, братьев и друзей, отечества и дома! Утешайся тем, что твое есть Царствие Небесное; ныне верою, надеждою и любовью соединяйся с Господом — потом вечным наследием твоим будет Бог твой, Которого видим ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13, 12). Все святые друзьями твоими будут, и блаженство твое вечное будет, когда веру до конца сохранишь. Ничто так не утешает человека во всякой напасти, как надежда вечной жизни. Внимай только себе, терпи с благодарением и допусти совершиться на тебе воле Божией, без которой ничто не может нам приключиться.

Творения свт. Тихона Задонского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *