О христиански радостном настроении души

В наше время довольно распространен, как известно, преувеличенно мрачный взгляд на земной мир, и в частности на существование человека в нем, где будто бы сумма зол и страданий далеко перевешивает собою сумму благ и наслаждений, и нередко приходится слышать такого рода суждения и возгласы: «Тяжело жить на свете; нет ни покоя, ни радости: где же искать счастья?» Поэтому многие слишком тяготятся своею жизнью и ропщут на свою судьбу, а иные слишком дешево и ценят жизнь и, в презрении к ней, даже решаются прекращать ее самовольно и насильственно. Не говоря уже о последних, и эти первые, именующие себя исповедниками Христа, очевидно, если и знают учение Христово, то лишь внешним и поверхностным образом, по букве одной, а духа Христова не имать (Рим. 8, 9), в промыслительную любовь Отца Небесного мало веруют, не заботятся составить правильный взгляд на жизнь.

В самом деле, христианин, верующий в личного, всеблагого и премудрого Творца и Промыслителя мира и причастный благодати искупления хотя и подвергается многоразличным скорбям и бедствиям на земле, но знает и действительную ценность и полезное назначение своей жизни здесь, и потому правильно относится к ней, не ища удовлетворения в ней лишь одной, ни решения его вопросов о сущности и цели человеческого существования. Он помнит, что земная жизнь его есть только переходная, подготовительная ступень к другой, высшей и лучшей жизни на небесах (см. 2 Кор. 5, 1; Флп. 3, 20), для направления куда и явися благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2, 11). Благодатная же помощь эта подается всякому ищущему как настоятельно необходимая поддержка, ибо все мы нуждаемся в ней, будучи падшими, растленными и обессиленными ядом греха. Не будь этого мощного подкрепления человеку на земле, жизнь его здесь действительно превратилась бы в одно сплошное и мучительное зло, как неизбежное следствие явившегося в мир греха (см. Рим. 5, 12), с воцарением которого нарушалась гармония всего мира: привнесены извращение и расстройство и в душевное, и в телесное существо человека, а вслед за ним суете — такому же расстройству — повинуся и вся тварь земная (Рим. 8, 20). Посему, где не действует благодать Божия, где не ищут ее поддержки, там является подавляющая «суета» — зло и страдание, неизбежно приводя человека к безнадежному, мрачному отчаянию. Напротив, где с усердием прибегают к этой целительной, восста- новляющей силе Божией, там нет места гнетущему унынию и безнадежности: христианин ободряется и утешается тем, что провидит и как бы предчувствует при таких условиях будущую свободу славы чад Божиих, вместе с которыми освободится от работы истления (Рим. 8, 21) и вся остальная тварь. Божественное Откровение, следовательно, говорит христианину, что зло земной жизни неизбежно и не вечно, но временно: ему придет конец, и весь мир некогда снова расцветет той радостной красотой, какой сиял он, впервые выйдя из рук Творца, как совершеннейшее создание, — явится новое небо и новая земля, в нихже будут жить одна правда и добро (см. 2 Пет. 3, 13). Таков широко и глубоко объемлющий христианский взгляд на судьбу всего мира и самого человека, с его бесконечно отрадными обетованиями!

Но христианство мало того, что утешает надеждой на лучшее и счастливейшее будущее, оно развивает еще тот правильный взгляд на земной мир и жизнь в нем, по которому и в настоящем достижимы и действительны для человека здоровые, чистые, невинные радости, скрашивающие его существование здесь. Не мечта ведь для человека и земные наслаждения, получаемые им от многоразличных даров природы и от произведений собственной деятельности в области науки и искусства, в частной, семейной и общественной жизни, если только он не забывает при этом о благодеющем Промысле, в премудрых целях которого самые бедствия и страдания земные имеют для нас нравственно-воспитательное значение, значение огня, очищающего нашу душу, подобно золоту, от примеси различных заблуждений и пороков, опять же личных и общественных.

Вот в наш век величайшие заботы и старания людей направлены почти исключительно к тому, чтобы как можно больше приобрести положительных, практических сведений, чтобы умножить и улучшить способы и средства материального благосостояния (однако же люди не удовлетворяются и не считают себя счастливыми и теперь, как было и всегда прежде). Трудолюбие и изобретательность современных умов почтенны и похвальны; но эти же самые качества, при известных условиях, становятся предосудительными и прямо вредными. К сожалению, как сами эти первостепенные умы служат, так и других, второстепенных работников заставляют служить почти единственно материальным интересам, а при такой односторонности в направлении большинству современных людей нет времени — по крайней мере, им самим так кажется — всмотреться в жизнь поглубже и осмыслить ее как должно. Большая часть этих ложно положительных и высоко мнящих о себе людей живут без всякого внимания к своему внутреннему духовному существу, живут по заведенному раз навсегда порядку, как и управляемые ими машины, за шумом которых им как будто уже не слышен церковный колокол, призывающий верующих к участию в общей молитве и святых таинствах. Следствия такого отношения к жизни должны быть понятны. С незаметною постепенностью привязываясь к внешним и суетным видам, человек притупляет свое духовное зрение; светлые, путеводные истины, внушенные нам верою и христианским воспитанием, мало-помалу темнеют в нашем сознании; их очищающее влияние на наши житейские стремления ослабевает и часто совсем заглушается. Но когда нравственность, таким образом, искажена отрицанием высших интересов и целей жизни, естественным руководителем и направителем ее является эгоизм — своекорыстие; закон христианской любви и братства отвергается, и во взаимном соревновании людей, при достижении внешнего благополучия и выгод, его место заступает право сильного, с его беспощадными и звероподобными способами действования. Поистине, имиже кто согрешает, сими и мучится (Прем. 11, 17).

Будем чаще приводить себе на память слова святого апостола Павла: себе искушайте, аще есте в вере: себе искушайте. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте (разве только вы не то, чем должны быть) (2 Кор. 13, 5). Ибо только истинно разумная вера, став живым и прочным убеждением сердца, может поставить нас в правильные отношения к земному миру и нашему существованию в нем, чтобы не требовать от него больше того, что и сколько он может дать нам; научит нас сохранить христиански радостное настроение и благоговейную преданность Промыслу Божию при всевозможных ударах судьбы, не доходя до мрачного уныния и безнадежности, и, наконец, приведет жизненную ладью нашу из этого бурного моря к тихому пристанищу небесному. Радуйтеся всегда о Господе, писал тот же апостол филиппийским христианам, сам находясь в темничных узах, и паки реку: радуйтеся (Флп. 4, 4).

Господь Спаситель всегда — от колыбели до гроба — близок к нам Своею благодатью для утешения, освящения и укрепления в скорбях наших, лишь бы мы были расположены принять ее.

Душеполезные чтения, 1893

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *