Какая цель непостоянства земного счастья?

Да не хвалится, сказано, мудрый мудростью своею, ни богатый богатством своим, ни сильный крепостию своею (Иер. 9, 23), если бы и достигнул кто самой высокой степени или мудрости, или богатства, или силы. А я, говорит святитель Григорий Богослов, к сим словам Писания прибавлю еще и то, что с ними согласно: да не хвалится ни славный своею славою, ни здоровый здоровьем своим, ни красивый красотою своею, ни юный юностью, — кратко сказать, ничем таким, что прославляют здесь, да не хвалится надмевающийся тем. Одним токмо да хвалится хваляйся — именно тем, чтобы разуметь и усердно искать Бога (см. Иер. 9, 24), сострадать страждущим и уготовлять себе что- нибудь доброе для будущего века. Ибо здешние блага быстро протекают, даются на час, и подобно как камешки в игре, перекидываются с места на место и переходят то к тем, то к другим; ничего здесь нельзя назвать своим: все или время отнимет, или зависть переведет в чужие руки. Напротив, блага душевные постоянны и прочны, никогда не отойдут и не отпадут от нас, никогда не обманут надежд того, кто им поверил. Но и это самое, что ни одно из здешних благ не верно и не прочно, мне кажется прекрасно, как и все прочее, устроенное предусмотрительным Художником — Словом и Премудростью, превосходящею всяк ум (см. 1 Кор. 1, 24; Флп. 4, 7); это самое, что видимые блага подвергаются и подвергают нас то тем, то другим превратностям, то возносятся вверх, то упадают вниз и кружатся, как в вихре, и прежде, нежели овладеем ими, убегают и удаляются от нас и таким образом играют нами, обманывают нас, — не направлено ли к тому, чтобы мы, усмотрев их непостоянство и переменчивость, скорее устремились к пристанищу будущей жизни?

В самом деле, что было бы с нами, если бы земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны, когда обманчивая приятность и прелесть его держит нас, как рабов, в таких узах, что мы ничего и представить себе не можем лучше и выше настоящего, и это тогда, как мы слышим и верим, что мы сотворены по образу Бога, Который, пребывая на небеси, и нас влечет к Себе (см. Кол. 1, 15; Ин. 3, 13; 12, 32)!

Свт. Григорий Богослов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *