Что может располагать заключенных к благодушному перенесению предстоящих им наказаний

Все беды и неприятности, готовые разразиться над человеком, довольно теряют свой страх, свою ужасающую сторону, если человек заблаговременно известится об них, если здраво рассудит, откуда они и для чего, и положит решимость терпеливо перенести их. То же должно сказать и об исправительных и уголовных наказаниях, которые определяет суд за преступления: самые тяжкие казни делаются не слишком страшными и переносятся с некоторою легкостью, если преступник будет иметь на них правильный взгляд и приготовит себя к ним.

Рассудим же, что может располагать вас (заключенных) к благодушному несению предстоящих вам наказаний?

Вы должны смотреть на наказания исправительные или уголовные как на дело необходимое для вас самих в нравственном отношении, чтоб удержаться вам от дальнейших преступлений. Известно, что человек и рождается грешником, и живет во грехах, что в нем сильнее наклонность к злу, чем расположение к добру. В некоторых же людях, например и в вас, узники, эта несчастная наклонность столько усиливается, столько делается ожесточенною, что нужны тяжкие удары, чтоб подавить ее, стеснить, заглушить хотя в некоторой мере. Спасительные такие удары бывают то непосредственно от Бога, как, например, опасная болезнь, смерть жены, сына, дочери, то посредственно — через наказание, которое определяет суд гражданский.

Часто недостаточным оказывается одно собственное желание человека исправиться, чтобы вполне освободиться от известной страсти. Природа наша до того иногда становится бесчувственной, грубой и мертвой, что нужны сильные громы, сильные потрясения, чтобы произвести в ней нравственный переворот, чтобы очувствоваться нам вполне, а не на минуту. Например, представим себе человека, который, при доброте души, заразился до некоторой степени страстью к частому и неумеренному употреблению вина. Этот человек сам видит свое довольно расстроенное положение, сам раскаивается в своей страсти и полагает решимость исправиться, но исправление его как-то слабо, прерывается новыми и частыми падениями. Вот Господь посылает на него опасную болезнь, притом такого рода, что теперь ему вино и в малой-то мере — почти яд, и он месяц от месяца, год от года исправляется совершенно! Так некогда сильным потрясением в жизни сопровождалось для царя Манассии отведение его в плен и заключение в темницу: из нечестивого и безбожного человека Манассия сделался добрым и набожным на всю остальную свою жизнь. Казни и несчастия, говорит святитель Григорий Богослов, так же укрощают человека, как «укрощают коня молодого, когда гоняют его по непроходимым местам».

Правда, наказания имеют в некоторой степени значение мер принудительных к добру, удерживают человека от зла насильно; но во всяком случае несомненна, неоспорима нужда наказаний за грехи и преступления если не для самих наказываемых, то для благополучия других; особенно необходимы наказания в государственной жизни. Что было бы с тем государством, в котором оставлены были бы на произвол себе воры, грабители и убийцы? До чего дошло бы своеволие людей, если бы не обуздывать его страхом казней? Кто мог бы жить спокойно, если бы вредные и опасные люди пользовались свободой? Вы должны далее смотреть на наказания, которые ожидают вас, как на очищение допущенных вами проступков и преступлений. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром (то есть вместе с нераскаянными грешниками) осудимся на вечные муки (1 Кор. 11, 32), говорит апостол. Правда, и здесь, на земле, Господь тоже оставляет человеку без всякого взыскания многие грехи. Но это снисхождение простирается преимущественно на грехи легкие, повседневные; за тяжкие же и смертные прегрешения редко, Он не требует очищения, хотя и неполного. Спаситель наш неоспоримо избавил нас Своими страданиями от наказаний за грехи, но не столько от наказаний временных, сколько вечных; если некоторые разбойники и убийцы и были прощаемы без всякого земного очищения или временного наказания за несколько дней и даже за несколько часов до своей смерти, чрез одни слезы покаяния, то это уже чудеса милосердия Божия.

Итак, без малейшего противоречия очистительной за грехи человеческие жертве Спасителя гражданский преступник должен терпеть казнь за свое преступление. Поэтому-то и перед самой над ним казнью он удостаивается, если того пожелает, исповеди и Святого Причастия, то есть в одно и то же время и прощается Богом, и наказывается людьми или, точнее сказать, одним и тем же всеуправляющим милосердым и правосудным Богом и прощается на небе, и частью наказывается на земле. Видите ли, с каким уважением должно смотреть на наказания, которые следуют преступнику от власти и суда гражданского! Господу Богу угодно, чтобы человек и при искупительной за него жертве Богочеловека нес некоторую казнь за свои грехи в здешней жизни, и если вы благодушно и безропотно потерпите ее и если затем остальную свою жизнь употребите на раскаяние и исправление во грехах, то страшное не ожидает вас ; участь ваша будет самая какой удостоятся все святые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *