Надежды к полному прощению за прошедшую греховную жизнь

Грех имеет такое свойство, что человек стремится к нему и угождает его требованию, он льстит радует человека, хотя более ему радостью, чем спокойною. А затем, как и тогда, когда та и другая летами или от обстоятельств начинает беспокоить человека напоминаниями о себе, представляется простимым или нелегким, вследствие этого грешник или прямо в отчаяние, или только задает себе вопрос: «Грехи мои численны и тяжки. Простит ли Бог?» В таком состоянии и души могу предполагать особенно многих из вас, братие!

Между тем для христианина много надежд, и самых твердых надежд, к полному прощению от Бога за всю прошедшую худую жизнь.

Исчислим эти надежды.

Самая первая и главная из них, а собственно говоря и единственная, — вольная смерть Господа нашего Иисуса Христа. Постарайтесь яснее усвоить себе эту истину: ее знать необходимо и дорого особенно вам. Прародитель наш Адам, как знаете, не устоял в добродетели; он пал, согрешил! За грехом его, который называется прародительским, или первородным, в собственной его жизни и в жизни всех потомков его последовали другие многочисленные и разнообразные грехи — легкие, тяжкие, смертные и вопиющие. Что же оставалось человеку после этого делать? Грешить ли только и затем ожидать себе вечной казни за грехи? Чем он мог оправдаться пред Богом, чем мог загладить свою вину? У самих нас решительно не находилось средства очиститься от грехов: «Грешны, виноваты, стоим всякого осуждения и казни», — мог только говорить каждый из нас до искупления. И вот Сам Бог Премилосердый делается нашим Спасителем и жертвою за наши грехи пред судом всесовершенной правды Своей. Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, сделавшись человеком вполне, кроме греха, разными Своими служениями, окончательно же и довершительно Своею крестного смертью, снял с нас вину наших грехов, оправдав нас пред правосудием небесным; теперь Кровь… Его очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7).

Но приложите свое внимание к следующей стороне этой высокой истины: Иисус Христос, Искупитель наш, не только очистил грехи наши, но и принес за них плату, гораздо большую, чем какая требовалась,  оказал за нас чрезвычайные заслуги. Почему? Потому что Он искуплял нас не как простой человек, но как вместе с тем истинный Бог, Которым Он никогда не переставал быть, приняв душу и тело человеческое. А с Божеством что может сравниться? Пред Богом что значит весь мир, Ангелы и все существующее? Отсюда и вытекает, как необходимая истина, то положение, что каждый грех, сколько бы он ни был страшен, при известных условиях может быть прощен. Все ужасные грешники, каких только мы знаем по истории, — все иулианы богоотступники, нероны кровопийцы и иуды предатели, могли бы быть прощены, если бы искали себе прощения. Могут получить прощение и все такие грешники, каких еще мы не видали и каких представить себе не можем. Милости Божии, благодатные дары идут собственно к Иисусу Христу, а чрез Него уже изливаются на нас, и от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать (Ин. 1,16), говорит евангелист, т. е. милость за милостью, один дар выше другого подаются нам чрез Спасителя нашего. Словом сказать, чрез Христа и за Христа целый мир человеческий и каждый человек в отдельности получают прощение.

Но может быть поставлен здесь вопрос: «Отчего, при таком избытке благодати Божией, некоторые грешники остаются непрощенными и, следовательно, не спасенными?» Отчего?.. Сами от себя, от своей воли, потому что в том-то и беда наша, тем-то и доказывается великая зараза грехом природы нашей, что грешник не только не желает себе спасения,но и выражает некоторую ненависть к святому и благодати, что наконец он доходит в своем развращении до какого-то безвыходного состояния, так что и нет у него мысли покаяться и исправиться. Кого винить, если бы вот нашелся такой для вас чрезвычайный благодетель, который бы тому и другому из вас предложил свободу, собственным своим лицом или достоянием своим загладив вину вашу, а вы между тем сами не хотели бы выйти отсюда, не признали бы его своим благодетелем? Очевидно, благодетель, с своей добротой и заслугами своими, ничего не сделал бы для вас.

Так велика и несомненна надежда грешника к прощению чрез Иисуса Христа, Спасителя!

Надеждою для всех грешников служит и Божия Матерь, как Надеждо ненадежных. И по заслугам Своим, и по благодати Божией, и по небесной славе Божия Матерь прияла чрезвычайную силу во всем мире; все стихии, небо и земля, повинуются Ей; Ее святого имени трепещут бесы. Хотя Она происходит из человеческого же рода, но по близости Своей к Богу, так как Она удостоилась носить во чреве Своем и родить Самого воплотившегося Бога, стала Владычицею всех тварей, так что для Нее «вся от Бога возможна суть». О ком бы Она ни предстала с молитвой пред Царем Небесным, Ее молитва не останется бездейственною. И никто из тех, которые обращались к Ней с чистым усердием и в чистом деле, еще не отходил от Нее без помощи, хотя эта помощь и не всегда приходила вдруг, заметно или видимо. Одни безбожники, не признающие Ее святого имени, лишаются Ее всесильного заступления и помощи. Благодатная сила Ее, милующая и спасающая, неистощима: Ее любви и благодатной помощи, еще повторю — достанет для всех. Ее призывают на помощь иноки в монастырях и священники в своем многотрудном служении, но к Ней же вопиют о помощи и все миряне, от господина до слуги, от истинно образованного человека до безграмотного, от престарелого до юноши. Грешники же в особенности могут и должны прибегать к Ней, потому что чем менее надежды на прощение, тем сильнее надобно искать ходатая. И вот Матерь Божия в молитвах церковных именуется грешных спасением и к Богу их присвоением. Один лик Ее может обнадеживать грешников: сколько, например, доброты в Ее лике с предвечным Младенцем, сколько умиления и сострадания, сколько чистоты и святости!

Столько, братие, надежд для человека-христианина к полному прощению за прошедшую худую жизнь, за все допущенные грехи, хоть бы их были тысячи, хоть бы это были многие смертоубийства! Пред нами, так сказать, море благодатей. Перечисляйте же чаще в памяти своей исчисленные мной надежды к прощению, тогда вы далеки будете от маловерия, уныния и отчаяния.

Поучения к подсудимым и ссыльным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *