Как исправиться человеку, привыкшему к известному пороку?

Бесспорно, что нет ничего для человека трудней, как искоренить застарелую страсть, как из худого сделаться добрым. Если же взять наоборот, то если из доброго сделаться худым, то это не стоит никакого особенного труда, хоть и сильное развращение также не приходит вдруг, требует времени. При всем том никто не поставлен в такой необходимости, чтоб непременно оставаться со своими страстями, всегда быть порочным. Самые сильные и дикие страсти, как, например, пьянство и сребролюбие, могут быть искоренены, если человек сам того пожелает. В этом уверяет нас глубокое сознание нами нашей свободы, по которой мы можем не только не начинать известного проступка или преступления, но и, когда начнем его, остановиться в половине и не закончить. Кроме того, в душе нашей таится и такого рода сознание, что мы много были бы лучшими, если бы захотели. Как же после этого утверждать, что развращенному человеку невозможно исправиться? Нет, нравственное состояние наше дотоле может изменяться то к лучшему, то еще к худшему, доколе не окончится срок земной нашей деятельности; до этого времени, то есть до самого дня кончины, ни один из грешников не безнадежен к исправлению  при свободе, а тем более при помощи благодати Божией, которая дается всем ищущим ее, мы можем достигнуть всего, можем переменить свои ложные мысли и убеждения, можем совсем иначе начать чувствовать, иным трогаться, иной принять характер и иную вести жизнь. «Кто пришел ко Христу, — учит святой Макарий Великий, — тот вначале должен даже насильно привлекать себя к добру… И когда Бог видит, что… с нуждою привлекает себя к добру, тогда… исполняет нас всякими плодами Духа». В той же возможности исправления удостоверяют нас и очевидные опыты: сколько было людей, которые грешили долго и казались навсегда потерянными, но потом сделались святыми!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *