Утешение против страха смертного

Понеже страх смертный всякого и благочестивого смущает, и хотя дух в таком случае ободряет, однако ж плоть немощная трепещет; того ради некие утешения против страха того благочестивым и истинно кающимся здесь предлагаются.

  •  Утешает нас неповинная Христа Сына Божия смерть, Который смертию Своею упразднил имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2,14) и избавил верующих во имя Его от ада. Умер Бессмертный, дабы мы, смертные, не убоялись смерти, о чем изрядно святой Златоуст глаголет тако: «Якоже врач, не имея нужды вкусить брашна, недужному уготованного, промышляя о нем, первее сам вкушает, дабы небоязненно и недужный снедь вкушал, так и Христос, понеже вси человецы боялись смерти, увещевая их не бояться смерти, Сам вкусил смерть, не имея нужды умрети». Тако ободряясь, благочестивые, прежде нас бывшие, небоязненно сретали приходящую смерть свою, и сим упованием, яко щитом, защищали себя против страха ее и горесть ее сладким дражайшия смерти Христовой воспоминанием и размышлением растворяли, и так блаженным упокоилися сном.
  •  Утешение подает нам восстание телес наших из мертвых. Хотя и разрешается союз души с телом, и тело мертвое предается земле и истлевает, но паки Божией силой, которой вся из ничего быша, оживотворится, соединившися с душой, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Утверждает нас в том вера наша, обещаниями Божиими укрепляема. Веруяй в Мя, глаголет Христос, аще и умрет, оживет (Ин. 11, 25). Ныне же Христос, говорит апостол, воста от мертвых, начатой умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15, 20- 21); воскреснут мертвии и востанут иже во гробех (Ис. 26, 19), уверяет нас Сам Бог устами пророка. Се, глаголет Адонаи Господь костем (человеческим): се, Аз введу в вас дух животен… и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь (Иез. 37, 5-6). И далее там же: се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших, людие Мои… и дам дух Мой в вас, и живы будете… и увесте, яко Аз Господь: глаголах и сотворю, глаголет Адонаи Господь (там же, ст. 12-14). И в книге пророка Даниила глаголет: мнози (вси) от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12, 2). Грядет час, говорит Спаситель, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин. 5, 28-29). Утверждает всемогущество Божие: яко аще из ничего вся сотворил, кольми паче тленное облечет в нетление, и мертвенное облечет в бессмертие (см. 1 Кор. 15, 54). Утверждает восстание мертвых, бывших и восставших в житии сем от мертвых, как-то: дщери Иаировой (см. Мф. 9, 25), сына вдовицы во граде Наине (см. Лк. 7, 14-15), Лазаря (см. Ин. 11, 43-44) и др. Услышали они глас Сына Божия, и ожили. Услышат и в последний день мертвии тогожде Сына Божия глас и, услышавше, оживут. Показует то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, восстает и мног плод приносит (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36). Показует прозябение во время весны всех зелий, которые из земли тогда, как умершие из гробов, восстают и в новый прекрасный вид одеваются и различный подают плод.
  • Умирающим о Господе присутствуют Ангели святии и преносят души их в лоно Авраамле, якоже Сам Христос научает о сем (см. Лк. 16, 22).
  • Умершие о Господе начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность, как сказано: зде живучи чаянием по вся дни смерти не ино что делаем, как по вся дни умираем и день от дня к смерти приближаемся. Но по смерти того не будет: едино непрестанное во блаженной вечности пребывание будет.
  • Сими грешными и тленными глазами не можем видеть славы Божия и Царя славы Иисуса Христа, Сына Божия, но тогда узрим лицем к лицу (1 Кор. 13, 12), и узрим Его, якоже есть (1 Ин. 3, 2).
  • По смерти умершие о Господе приидут в любезное пребывание со святыми Ангелами, патриархами, пророками, апостолами, мучениками и всеми святыми, которые ждут ныне верных, дондеже изведет их Господь из темницы смертныя плоти.
  • Настоящее житие многими бедами и болезнями исполнено есть. Несть ни единого, кто бы в постоянном счастии прожил до конца. Непрестанную видим перемену: из богатого делается нищий, из славного бесчестный, из здорового немощный; свободного темница восприемлет; страх от неприятелей, страх от злых людей, страх от огня, страх от плоти, прелестного мира, страх от супостата диавола, который как лев ходит, иский кого поглотити. С плачем рождаемся, в бедах, скорбях, немощах, страсе живем; в страсе и тесноте кончаем житие. Так бедное и плачевное в мире сем житие наше!Но когда о Господе умираем, всех сих бед свобождаемся.
  • Житие сие исполнено есть грехами. Ибо всегда то претыкаемся, то падаем; то словом, то делом, то умом являемся неисправными и пред судом Божиим виноватыми. Всяк сие дознает на себе, кто примечает и рассмотряет совесть свою. Праведник седмижды на день падает и востает. Младенцы самые не без скверны пред очесами Божиими. Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14, 4-5), глаголет Иов. Сосуд Божий избранный, Павел святой, жалуется о сем окаянстве и воздыхает: вижду закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7,23-24). Но кто блаженно упокоевается кончиной, освобождается от окаянства сего.
  • Сколько соблазнов имеется в прелестном мире сем, которых то видеть, то слышать понуждаемся! Сколько ересей, суеверий, различных и пагубных учений возникает, которые все тщатся нас отвести от Христа! И чем более век сей приближается к концу, тем более их умножается, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24). О, коль блажен есть, который всех сих вражиих антихристовых стрел блаженной уклоняется кончиной! Сего ради благий Промыслитель Господь восхищает избранных Своих от среды лукавствия, да не злоба изменит разумы их, или лесть прельстит души их (см. Прем. 4,11).
  • Житие на земли не ино что, как путь, странствование, брань непрестанная. Кто же убо пожелал бы всегда на пути быть, странствовать, всегда на брани быть, со врагами сражаться, уязвляться, в беспокойстве и страсе быть? Блаженная смерть оканчивает вся сия и приводит к желанному отечеству. Почто убо не хощем окончить пути странствования и брани сея?
  • Всем людям общее есть умирать. Что праотцу нашему от Бога сказано: земля еси и в землю отыйдеши (Быт. 3, 19), то и всякому глаголется: земля еси и в землю отыйдеши. Предел сей никому не минуемый: сегодня тот, утро другий, а далее третий, и так един за другим следует и сокрывается в недрах земли. Бойся, страшися: не миновать того, что всем обще и необходимо.
  • Коль бедные и окаяннейшие паче всех человек были бы христиане, в непрестанных бедах, скорбех, подвизех находящийся, если бы им всегда в мире сем повелено было жить! Аще в животе сем, глаголет Павел святой, точию уповающе есмы во Христа, окаяннейшии всех человек есмы (1 Кор. 15,19). Христианину бо всегда в мире сем жить не ино что есть, как всегда в бедах и скорбех находиться. Истинный бо христианин без напастей быть не может.

Но скажет кто: не боюся смерти, да смущают мене грехи.

Ответ:

1)    Когда грехи сотворил ты, и от них благодатью Божией отстал, и покаяния плоды показуешь, нечего смущаться, но должно себя надеждой Божия милосердия утвердить. Ибо истинно кающемуся Бог грехи оставляет и в милость Свою приемлет его.

2)     Когда грехи творишь, должно отстать от них и покаяться и такожде надеждой Божией милости себя утвердить, и тако излишний страх отыдет.

3)    Когда не хочешь от грехов отстать, подлинно должно трепетать смерти. Ибо по временной сей смерти следует вторая, горчайшая, вечная смерть, которой без конца грешники будут умирать. И хотя страх сей и благочестивых смущает, однако ж чувствуют противу того утешающую Божию благодать, которая немощную подкупляет плоть. Но грешникам не кающимся поистине должно трепетать. Не кающимся бо заключает святое Божие слово дверь Небесного Царствия. Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татии, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9-10), глаголет апостол. Но вместо того определяется им озеро огненное. Страшливым и неверным, и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (Откр. 21,8).

4) Когда не хочешь и грехов оставить, и жить долее хочешь в мире сем, не иного чего желаешь, как более грешить и тако более гнева Божия собирать; чем бо более кто грешит, тем более гнева Божия собирает. По жестокости твоей, глаголет апостол, и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2, 5).

Из книги «О истинном христианстве» свт. Тихона Задонского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *