Почему Господь не уничтожил смерти на земле?

«Если Христос Своею смертию попрал смерть, то отчего же люди и теперь умирают?» — спрашивает святитель Димитрий Ростовский и разъясняет, что есть три вида смерти: телесная, душевная и вечная смерть — преисподняя.

Телесная смерть есть разлучение души от тела; о ней говорит псалмопевец: отымеши дух, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103, 29).

Душевная смерть есть разлучение благодати Божией от души, ибо только Святым Духом всяка душа живится. Эта смерть происходит от греха, который отгоняет благодать Божию от души, как ночь прогоняет свет. «О человек! — говорит святой Златоуст, — ты плачешь над телом, с которым разлучилась душа, но не плачешь о душе, от которой разлучился Бог!»

Вечная смерть есть разлучение разумного создания от лика избранников Божиих и изглаждение из книги живых, о чем говорит псалмопевец: да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся (Пс. 68, 29).

Итак, все ли сии виды смерти Христос Спаситель наш Своею смертию попрал? Отвечаю: Он попрал, уничтожил только два вида смерти — душевную и вечную, преисподнюю. Хочешь ли, человече, избавить свою душу от смерти греховной и вечной смерти преисподней? Притекай с покаянием ко Христу, Спасителю нашему: Он избавляет грешников от сих смертей.

А смерть телесную Он оставил на сем свете до конца веков. О дражайший Спасителю мой! Зачем же попустил Ты такому зверю лютому терзать людей Твоих, Твое достояние, которое купил Ты Своей Кровью бесценной? И какое утешение нам будет в этой жизни, если нас ждет такой плачевный конец? Какая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление (Пс. 29, 10)? Не будем, братья, испытывать неисследимых судеб Божиих: судьбы Господни бездна многа, праведен еси Господи, и прави суди Твои (Пс. 118,137). Одно нам нужно помнить: что Всемогущий Бог все устрояет премудро на пользу нашу, и если не уничтожил Он смерти на земле, то тем самым нам же оказал великое благодеяние.

Во-первых, Он оставил нам смерть телесную, чтобы люди отвращались от греха и гнушались им. Знаете ли, какого смерть есть дочь греха: от греха родилась она, как о том говорит Божественное Писание: похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (Иак. 1, 15). Вот злосчастное родословие смерти! вот ее происхождение! Каков отец — грех, такова и дочь — смерть; по плодам их познаете их. Не видишь ты, человече, мерзости греха: посмотри же на смерть, взгляни на смердящий труп, и от мерзкой дочери — смерти — познавай ее гнусного отца — грех. Если уж от двух- или трехдневного мертвеца исходит такое нестерпимое зловоние, что все стараются уйти от него подальше, кадят ладаном, курят благовониями, то что будет с этим трупом в могиле еще через несколько дней? Боже мой, какой страх и ужас, какой смрад и мерзость!.. Но ведь все это сделал грех: грехом вошла смерть, по плодам греха познавайте его.

Во-вторых, Христос оставил смерть телесную на земле, чтобы люди не прилеплялись сердцем к мирским удовольствиям и красоте телесной. О, как часто уязвляет человеческое сердце эта красота! Но посмотрите, во что потом обращается она. В труп смердящий, не более… Вот почему святой Ефрем Сирин дает такой совет: «Когда огонь похоти плотской разгорится в твоем сердце, представь себе труп женщины, лежащий во гробе и снедаемый червями, и пламень страсти угаснет в тебе тогда».

В-третьих, Христос оставил смерть телесную для исправления наших нравов злых. Видит всевидящим оком Своим Всемогущий Бог, что приложился человек скотом несмысленным в своих бессловесных похотях, и потому постоянно взывает Он грешникам: не будите, яко конь и меск (мул), имже несть разума (Пс. 31, 9). Видит Он, что человек идет туда, куда влечет его привычка греховная, что каждый заботится только о том, как бы плоти своей угодить, чтобы ни в чем она нужды не терпела, и взывает: не будите, яко конь и меск, имже несть разума!.. Но все напрасно, Боже мой: не слушают люди Твоих заповедей, не внимают, Сладчайший, Твоим увещаниям! Безумие людей уподобило их скотом несмысленным, не хотят они слушать Твоих глаголов спасительных: не яша веры словеси Его, и поропташа в селениих своих, не услыша гласа Господня (Пс. 105, 24-25). Что же после того делает Всемилостивый Господь? Он востягает уздой смерти необузданное, безумное стремление людей ко всякому злу: броздами и уздою челюсти их востягнши (Пс. 31, 9). Вы знаете, братие, из чего узду делают: из ремня, из мертвой кожи. Вот такой же уздой, то есть смертью, Он востягает и неукротимую злобу человеческую: броздами и уздой челюсти их востягнеши. Как бы так говорит Он: ничто тебя, скот несмысленный, укротить не может; сладостное ярмо заповедей Моих ты попираешь и считаешь за ничто; ты говоришь: расторгним узы их и отвержим иго их (Пс. 2, 3). Вот же тебе узда смертная: она обуздает твои нравы скотоподобные! Всемилостивый Господь устрашает своевольных грешников смертью, подобно судии, который приказывает поставить виселицу, чтобы злодеи по крайней мере в виду ее перестали злодействовать.

В-четвертых, Христос Спаситель оставил смерть на земле для того, чтобы смирять и низлагать гордыню человеческую. И если бы не смерть, на что не дерзнули бы люди, гордости исполненные? Александр Македонский, победитель многих народов и царств, гроза всего света, дошел же до такой гордости, до такого безумия, что называл себя богом, и если бы этот мнимый бог вечно жил, какого бы зла он не натворил? На какую степень гордости не вознесся бы? И без того говорил, что одной рукой держит восток, а другой запад, — а тогда и подавно он перестал бы себя человеком считать! Но смерть открыла ему очи: на тридцать втором году этот мнимый бог окончил свою жизнь подобно всем смертным, и над ним сбылось слово Писания: аз рех: бози есте… Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81, 6-7).

Есть и еще причины, почему Господь не уничтожил смерти: Он оставил ее на утешение бедным, дряхлым, несчастным, больным, которые желают найти в смерти себе упокоение.

Но особенно вожделенна смерть для избранников Божиих, которые, презирая сию жизнь, полную стольких бедствий, всю надежду свою возлагают на жизнь небесную, скорбям и тлению непричастную. Каждый из них говорит со святым апостолом: желаю разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23); Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24); Наше бо житие на небесех есть (Флп. 3, 20).

Из книги «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, и его избранные творения»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *