Приготовление к смерти отдаленное

Вся жизнь, как бы один день, и притом последний, должна быть постоянным, заботливым приготовлением к смерти. Для этого нужно: 1) с одной стороны, устранить препятствия; 2) с другой — употреблять средства к спокойной смерти.

  1. Препятствия к спокойной смерти, которые тщательно надобно устранять, преимущественно следующие: а) греховная жизнь, откладывание покаяния и исправления до другого времени; б) забвение о смерти, желание и надежда на продолжительную жизнь без намерения и старания преуспевать в благочестии; в) чрезмерный страх болезней и смерти; г) безрассудная надежда на милосердие Божие и на некоторые свои добрые дела, с забвением о правосудии Божием; или, напротив: д) чрезмерное смущение духа, страх правосудия Божия и будущих мучений.
  2. А пособиями к спокойной смерти могут быть: а) заботливость о сохранении чистоты и спокойствия совести, исправление всех недостатков и слабостей, образование доброго характера; б) постоянная память и частое размышление о смерти, которая верно придет, только неизвестно когда; частое раздумье о суетности земных благ, об опасностях и бедствиях настоящей жизни, о превосходстве наград и радостей в будущей жизни; в) о беспредельной благости Божией к людям, желание соединиться с Богом и Иисусом Христом, надежда на получение вечного блаженства по благости Божией и по заслугам Спасителя; г) постоянное, деятельное старание преуспевать в добродетельной жизни, непрерывное бодрствование и ожидание смерти, при котором надобно жить так, чтобы всякий день считать последним или чтобы спокойно, бестрепетно было встретить смерть в каждый день.
  3. Спаситель часто поучал бдительности на страже спасения притчами: о рабах, внезапно позванных отдать отчет господину; о рабах, ожидающих прихода господина с брачного пира; о десяти девах, ожидавших прихода жениха; о нечаянном приходе вора (см. Мф. 25, 1-13, 19; Лк. 12, 36-40; 16, 2 и далее; Мф. 24, 42-51) — побуждал быть всегда готовыми во всякий день и час встретить Господа с приходом смерти. Для этого надобно: а) чаще спрашивать свою совесть, чиста ли, спокойна ли она, так, чтобы не страшно было встретить смерть; б) впрочем, для этой цели недостаточно избегать только тяжких грехов, не сознавать за собой и малых грехопадений, этим еще не оправдается человек перед Богом, но надобно чаще сокрушением очищать сердце от страстей, возгревать в нем любовь, чаще исповедоваться и причащаться Святых Тайн Христовых с таким расположением, с каким желали бы принять эти таинства в последние минуты жизни, чтобы усвоить себе крестные заслуги Иисуса Христа и верой в них утверждать в себе надежду на милосердие Божие, по которому Бог ради заслуг возлюбленного Сына Своего прощает и великих грешников, удостаивает Царства Небесного; в) надобно ежедневно отходить ко сну с такой мыслью, что, может быть, придется встать от сна уже не в этой, а в другой жизни; потому надобно ложиться в постель, как в гроб или могилу, с усердной молитвой к Богу, короче сказать: г) что желал бы ты и должен делать во время самой смерти, то делай заранее. Потому надобно чаще спрашивать себя: если ты умрешь в этот день, в эту ночь, то как ты явишься перед праведным Судиею Богом?

Кто таким образом бодрствует на страже своего спасения и старается вести благочестивую жизнь, то хотя бы Господь послал ему и внезапную смерть, она найдет его не неготовым; и потому скоропостижную смерть нельзя еще считать злой, несчастной, когда предшествовала ей добрая жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *