Утешение во временной смерти

Иисус Христос, разрушив смерть, явил жизнь и нетление чрез благовестив (2 Тим. 1,10).

Это изречение заключает в себе величайшее врачевство и исполненное силы утешение против временной смерти. Ибо если смерть упразднена, то мы по справедливости не должны страшиться ее; и если жизнь и нетление явлены, то мы по справедливости должны радоваться тому, что после временной смерти будем обладать непреходящей жизнью и нетлением. Но как не было в мире такого святого человека, чтобы он не боялся смерти, то мы рассмотрим главнейшие основания утешения против смерти и распределим их в двух частях. Первые главные основания утешения заимствуются от смерти и воскресения Христова и от плода их. Вторая часть заключает в себе основания утешения, заимствуемые от суеты мира. В каждой части содержится семь оснований утешения.

Первое и величайшее утешение против временной смерти есть святейшая и невиннейшая смерть Господа нашего Иисуса Христа, которой Он победил смерть и упразднил ее, или сокрушил ее могущество. Могущество же смерти состоит в непрестанном страхе, ужасе, тоске, трепете и отчаянии перед строгим судом Божиим, которыми душа человека мучится, так что она всегда умирает и никогда не может умереть, потому что бессмертна. Это есть могущество смерти, есть смерть вторая и смерть вечная. Эту смерть диавол соделывает все более ужасной. Потому в послании к Евреям сказано, что диавол имеет державу смерти (см. Евр. 2,14), то есть он теснит и мучит совести адским страхом и ужасом, трепетом и отчаянием. На это Сын Божий для нашего утешения явился на горе Фаворе в прославленном Своем теле (Мф. 17:2; Мк. 9:2–3), и это для того, чтобы возбудить в наших сердцах желание просветления наших тел. О, каким славным храмом Божиим будет тогда наше тело! Это будет священный золотой сосуд в доме Божием, царское и священническое украшение.

Вот первая часть оснований утешения против смерти, взятых от Христа.

  • Присутствие святых Ангелов, несущих душу нашу на лоно Авраамово. Душа наша придет в сообщество святых Ангелов и в вечный покой, который называется лоном Авраамовым (см. Лк. 16, 22). Этот покой состоит в том, что никакая мука смерти не прикоснется душе (см. Прем. 3,1). Потому сказано: возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых (Пс. 114, 7-8). Тогда душа истинно освобождается от ига тела; она, как заключенный, избавляется из темницы смертного тела.
  • Будущая вечная слава: праведники живут во веки; награда их — в Господе и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа (Прем. 5,15 и 16);
  • Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7,16 и 17);
  • И делом правды будет мир… и безопасность вовеки. Тогда народ Мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных и в покоищах блаженных (Ис. 32,17-18);
  • Вот, Я направлю к нему мир как реку… Как утешает кого-либо мать его, так Я утешу вас… И увидите это, и возрадуется сердце ваше (Ис. 66, ст. 12,13,14);
  • Вот, рабы Мои будут есть… пить… веселиться… петь от сердечной радости… (Ис. 65,13-14).
  • Это есть любезное созерцание Бога. Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1 Кор. 13,12);
  • Мы… увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3,2);
  • Я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16,15).
  • О радостный день, когда мы узрим Бога! Какое пламенное желание его выражено в словах: когда приду, и явлюся пред лице Божие? (Пс. 41, 3).

Следовательно, радость вечной жизни будет состоять в том 1) что мы будем видеть лице Божие; 2) что будем видеть Христа Иисуса, Господа и Искупителя нашего, во славе Его: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною: да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17,24); 3) что мы будем вкушать все дары и всю сладость утешения Святаго Духа, как источника жизни (Пс. 35,10); 4) в сообществе со всеми избранными, патриархами, пророками, апостолами, мучениками возвратятся избавленные Господом, и придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35,10). Вот первая часть оснований утешения против смерти, взятых от Христа.

Другая часть оснований утешения против смерти берется от суеты сего мира.

1. Земная жизнь есть бедственная жизнь. Много трудов предназначено каждому человеку… со дня исхода из чрева матери до дня возвращения к матери всех (Сир. 40,1).

Мы всякий день умираем (см. 1 Кор. 15, 31). Действительно, время ежедневно отнимает что-нибудь от жизни нашей, и по мере как мы возрастаем в летах, убавляется жизнь наша. Даже тот день, в который мы живем, должны мы разделить с смертью. Сколь многими бедственными и жалостными болезнями мучится наше смертное тело, болезнями, которые, как яд, снедают его, пока наконец оно совсем разрушится! Посреди скольких забот, тоски, труда и работы проводим мы жизнь свою! Так что справедливо говорит Соломон: день смерти (лучше) дня рождения (Еккл. 7, 1). Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника? Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей, так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне (Иов. 7, 1-3). Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями (Иов. 14, 1). Потому когда кто сподобится блаженной кончины, то скончается с ним все бедствие его.

2. Притом временная жизнь сопряжена со многими грехами и бедствиями. Мы не прежде можем быть совершенно искуплены и освобождены от греха, как тогда, когда сподобимся блаженной кончины. В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 23, 24). Что иное делаем мы в здешнем мире, как не грешим? Потому один древний отец, молясь, говорил: «О Господи! дай мне умереть, чтобы я наконец перестал грешить. Все твари желают освобождения от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21-22)». Тем более надлежит нам желать этого. Сколькими соблазнами исполнен мир! А мы должны взирать на них и терпеть их против нашей воли. Мы избавляемся от них временной смертью. Праведник, если и рано умрет, будет в покое. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен; восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его (Прем. 4, ст. 7, 10-11) и прочее. Ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия (Прем. 4,14). В последние же дни соблазны так усилятся, что праведные души будут мучиться, как Лот в Содоме (см. 2 Пет. 2, 8). И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем (Еккл. 4, 1-3). Какие заблуждения и ереси существуют относительно веры, как много разных вер, лжепророков и лжехристов, так что они прельстили бы, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24)! Потому Бог поспешает извести Своих из этой бедственной жизни. Как много бывает неслыханных, ужасных случаев! Как много войн и кровопролития, страшных голодных времен и моровых поветрий! Никакой христианин не должен желать видеть эти бедствия и дожить до них.

3. Смерть есть общий удел всех людей. Смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили (Рим. 5, 12). Если столь многие славные и святые мужи, как то все праотцы, пророки и многие тысячи верующих, прешли отсюда прежде тебя, то для чего и тебе не следовать за ними? Я не лучше отцов моих, говорит пророк Илия, возьми душу мою от меня (3 Цар. 19, 4); Человекам положено однажды умереть, а потом последует суд (Евр. 9, 27); Всякая плоть трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа (Ис. 40, 6-7); Странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои (Пс. 38,13).

4. Ни один человек не умирает случайно. Бог есть Владыка жизни твоей. Он определил время и срок твоей жизни. Дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет (Иов. 14, 5); Ты возвращаешь человека в тление, и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» (Пс. 89, 4); В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16); У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30); Господь есть жизнь твоя и долгота дней твоих (Втор. 30, 20).

5. Смерть есть великое приобретение (см. Флп. 1,21). Мы более приобретаем в смерти, нежели теряем: приобретаем на место греха правду; на место бедствия славу; на место временного богатства вечные блага; на место временного дружества, братьев и сестер вечное дружество и братство на небеси; на место смертного, больного, безобразного тела тело небесное, просветленное; на место здешнего изгнания истинное отечество; на место беспокойства мир; на место мира рай. Словом, что есть в здешнем мире, чего бы нельзя было обрести в тысячу раз лучшим в жизни вечной? Хочешь ли ты богатства, чести, славы, дружбы, веселья, мира? Там обретешь ты все лучшим.

6. Человек был бы несчастнейшей из всех тварей, если б ему надлежало вечно оставаться в сей юдоли плача. Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15,19). Мы сотворены для лучшей и славнейшей жизни и, следовательно, Господь Бог посредством смерти оказывает нам великое милосердие, что избавляет нас от бедствий сего мира и не оставляет навеки в мирской тревоге. От лица наступающего зла уносится праведник; он внидет в мир; будут покоиться на ложах своих ходившие в прямоте своей (Ис. 57, 1-2). Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих (Откр. 14,13).

7. Нашими греховными и смертными очами не можем мы зреть славы Божией и при смертном теле обладать новым небом и новою землею, где обитает правда (см. 2 Пет. 3, 13), потому мы должны охотно оставить эту земную хижину, дабы облещися телом небесным и духовным. Ибо ничто смертное не может обитать в вечности, ничто греховное обитать у вечной правды. Потому опять великое это милосердие Божие, что Он совлекает с нас греховное оскверненное одеяние и облекает нас в прекрасное одеяние славы, ибо там будет вечный брачный пир; облекает в прекрасное одеяние торжества, ибо там будет вечная суббота; облекает в прекрасное священническое одеяние, ибо там Святая Святых, куда мы должны войти во благолепии священном.

Об истинном христианстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *