Безумный! В сию ночь душу твою возьмут…

В 26-ю неделю по Пятидесятнице Святая Церковь в евангельском чтении предлагает вниманию христиан притчу Христа Спасителя о богаче, которому Господь послал обильный урожай в поле. Богач затруднялся, не зная, где поместить зерновой хлеб. Наконец он порешил сломать старые житницы и построить более просторные, мечтая прожить много лет во всяком довольстве и веселье. Но вот чем кончились его затеи и мечты: но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12,16-20).

Видите, как близка к человеку опасность внезапной смерти. Богач не думал не гадал об этой опасности; он, напротив, мечтал, что может прожить многие годы в свое удовольствие; о смерти он не помышлял, а смерть была у него за плечами, в ту же ночь, в которую он предавался своим мечтам, его ждала смерть. Вот урок, который надобно помнить всякому, чтобы быть готовым к смерти и к суду по смерти. Предотвратить внезапную смерть не зависит от нас. Она нередко поражает людей совершенно здоровых: от удара или иной нечаянности человек иногда умирает на ходу, сидя беззаботно за столом. Есть люди, которые не боятся скоропостижной смерти, даже желают ее ввиду того, что она избавляет от страданий и болезней, иногда продолжительных и мучительных. Но что это за люди, так легко смотрящие на скоропостижную смерть? Не так смотрит на нее истинный христианин. Воодушевляемый верою в загробную жизнь и воздаяние, он не может желать себе скоропостижной смерти, опасаясь, не застала бы она его не готовым к переселению в вечность, где каждому будет воздано по делам его. И вот для того, чтобы успеть раскаяться до смерти, истинному христианину свойственно желать, чтобы Господь не попустил ему умереть скоропостижно. Он боится скоропостижной смерти потому, что боится умереть без покаяния. И вот он усердно молится Господу, да сподобит его «прочее время живота в мире и покаянии скончати», да дарует ему умереть так, чтобы перед смертью он успел посредством покаяния приготовиться к непостыдному переходу в вечность. Сему, конечно, не всегда препятствует скоропостижная смерть; мы знаем в числе святых, ублажаемых Церковью, людей, скончавшихся внезапно, например преподобного Афанасия Афонского (15 июля), умершего от падения с высоты строившегося здания; отрока Артемия, Веркольского чудотворца (26 октября), пораженного в поле молниею. Но почему для них оказалась неопасною внезапная смерть? Потому что они всю жизнь провели в духе веры и благочестия. Подражай, христианин, им в этом отношении, ходи подобно им непрестанно пред Господом, в чувстве Его вездеприсутствия, и страхом смерти и суда Божия удерживай себя непрестанно от греховных искушений; тогда не повредит твоему спасению и внезапная смерть: постоянное содержание себя в благочестивом настроении духа делает человека готовым к смерти ежеминутно. Но помилуй Бог, если смерть застанет тебя врасплох, среди земных грешных мечтаний, подобных тем, которым предавался богач евангельской притчи в ту самую ночь, в которую ждала его смерть.

Что станется с душою, насквозь пропитанною пристрастием к одним земным благам, не помышлявшею о Боге, о вечности, о своем спасении, о Страшном суде, когда она внезапно очутится в мире духовном, в котором нет места этим благам, где нет возможности почивать, пить, есть и веселиться, в котором потребуют у нее отчет в том, заботилась ли она о приготовлении себя к будущей духовной жизни, о стяжании нетленных сокровищ на небесах? Еще ужаснее положение человека по разлучении его души с телом, когда смерть вдруг застанет его среди пьянства, среди развращения, среди буйства, драки, сквернословия и кощунства. Такая смерть называется позорною и здесь на земле; но что может быть позорнее, когда, например, из питейного заведения или дома разврата душа прямо попадет в ад? Это такое несчастье, которого даже и выразить нельзя!

Дай нам, Господи, непреткновенно до конца жизни ходить путем заповедей Твоих; но если и собьемся с этого пути, то даруй нам время на покаяние, не порази нас внезапною смертью среди грехов наших. Для очищения их, если нужно, пошли нам болезнь пред смертью, чтобы в муках болезни, подкрепляемые Твоею благодатною помощью, мы могли смириться пред Тобою и умилостивить Тебя сердечным покаянием и ревностью к благоугождению Тебе во все оставшееся для нас время живота нашего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *