О блаженной кончине святых угодников Божиих

Святитель Иоанн Златоуст в день кончины своей совершил Божественную литургию, приобщился Святых Тайн и после продолжительной молитвы, сотворив благодарение, простился с окружавшими его, потом возлег и сказал: «Слава Богу о всем!» Сотворив в последний раз на себе крестное знамение, он с миром предал дух свой Богу.

(Четьи-Минеи, ноября 13)

Кончина праведного Феодора Студита, много лет страдавшего за истину иконопочитания, последовала на 57-м году его жизни, в 826 году. Многие, узнав о приближающейся его кончине, собрались к нему, чтобы получить от него последнее благословение и проститься с ним. Видя плачущих по нем, он сам прослезился, с любовью простился со всеми и просил читать отходные молитвы. Когда читали 118-й псалом: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни, то сам воскликнул: во век не забуду оправданий Твоих (Пс. 118, 93) и отошел ко Господу. В час самой кончины преподобного святитель Иларион Великий, работая у себя в саду, услышал чудное пение и, взглянув на небо, увидел множество Ангелов, движущихся к кому-то навстречу; вместе с тем он услышал голос: «Вот душа Феодора, игумена студийского, много пострадавшего за истину, восходит на небо, встречаемая небесными Ангелами».

(Четьи-Минеи)

Поучительны и трогательны обстоятельства кончины святителя Ростовского Димитрия. Здесь особенно обнаружилась чистота и высота души святителя Божия, полнота его любви и смирения. Изнемогая от болезни, святитель повелел призвать в келию певчих для пения им же самим сочиненных некоторых духовных песней, как-то: «Иисусе мой Прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость». Пение услаждало душу святителя звуками, которые вылились некогда из его же святой души, и он с умилением слушал певчих. По окончании пения, отпустив всех певчих, святитель удержал любимого из них, усерднейшего помощника своего в переписывании своих сочинений. И когда тот остался один, святитель начал рассказывать ему свою жизнь, как он проводил ее в юности и в зрелом возрасте, как он молился Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем Его угодникам; потом прибавил: «И вы, дети, молитесь так же». Наконец сказал: «Время и тебе, чадо, идти в дом свой». И когда тот певчий, приняв благословение, хотел идти, святитель, провожая его из келии, поклонился ему едва не до земли и благодарил за усердие в переписке сочинений. Певчий содрогнулся, увидав такое смирение архипастыря своего, и с благоговением сказал: «Мне ли, последнему рабу, владыко святый, так кланяешься?» Святитель опять кротко сказал: «Благодарю тя, чадо» и возвратился в келию, а певчий удалился,заплакав.

После этого святитель приказал служителям разойтись по своим местам, а сам заключился в особенную комнату, как бы для покоя, и наедине предался пламенной молитве к Богу. Поутру, когда служители вошли в эту комнату, то нашли его скончавшимся в положении молящегося. Такова была блаженная кончина святителя Димитрия. Молитва услаждала его при жизни, молитва сопровождала его и к смерти.

Преподобный Сисой прожил в пустыне шестьдесят лет. Об его кончине рассказывают следующее. Лежа на смертном одре, преподобный вдруг озарился как бы особенным светом и сказал: «Вот явился авва Антоний». Чрез несколько времени он прибавил: «Вот лик пророческий, вот лик апостольский». Лицо его становилось все светлее и светлее. Наконец он произнес: «Вот явился Иисус Христос и говорит: «Принесите Мне из пустыни сосуд избранный!» С этими словами преподобный скончался.

Священник Г. Дьяченко

И сколь естественна эта тихая и светлая кончина праведника! В настоящей жизни он постепенно отделялся душой своей от тела, потому что свою плоть распята со страстъми и похотьми (Гал. 5, 24); потому что ходил и руководился во всем духом, а не плотью. Следовательно, для Ангела смерти нет нужды употреблять особенное усилие, чтоб отделить в нем бессмертную душу от смертного тела: довольно Ангелу только коснуться его, чтоб тончайшая нить, которая связывала в нем душу и тело, тотчас прервалась, почему на устах его уже и готова речь: Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7, 59).

Как было не радоваться отходящим к Господу святым? Кончились для них дни в юдоли плача и воздыхания, и открывается обитель света и радости; кончилось время, наступает вечность; кончились подвиги и труды, предлежат венцы и награды; кончилась брань, наступает мир. Да сподобит и нас Господь христианской кончины живота нашего!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *