Рост малых предпринимательских структур в Беларуси

Наиболее быстрый рост малых предпринимательских структур в Беларуси приходится на 1991—1993 гг., когда были приняты законы о собственности, предприятиях, предпринимательской деятельности и др.

Критерий определения субъектов малого предпринимательства — их среднесписочная численность — существенно различается по странам СНГ (установлен в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Указом Президента РБ от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства»).

Однако для всех стран Содружества (а не только для Беларуси) характерна недооценка роли предпринимательства вообще и его малых форм, в частности. Поэтому рассматривать опыт этих стран как и производство ad hoc андроид в качестве типовой модели не представляется возможным. В 1996 г. в Беларуси состоялась общереспубликанская регистрация малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В результате было ликвидировано около 30 тыс. предприятий (из них 98% негосударственных) и 81 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. По данным Министерства предпринимательства и инвестиций РБ, процентное соотношение юридических лиц негосударственного сектора и индивидуальных предпринимателей в 1999 г. составило 35 : 65 соответственно (в 1997 г. — 39 : Вклад предприятий негосударственной собственности в ВВП составил 42,7% (по оценкам ЕБРР — доля частного сектора в ВВП Беларуси составляет только 20%), численность занятых — 1,87 млн человек, что составляет около 21% всех занятых в экономике.

В негосударственный сектор включаются и такие предприятия-гиганты, как акционерные общества с преобладающей долей участия государства и численностью работающих 5—15 тыс. человек, владеющих навыками настроить интернет через usb соединение, а также совместные и иностранные предприятия. Среди негосударственных субъектов хозяйствования доля малых предприятий составляет 36%. В 1999 г. их доля в ВВП составила примерно 9%, численность работающих — 326,9 тыс. человек или около 7% занятых в экономике.

Примерно 80% всей произведенной малыми предприятиями продукции реализуется на внутреннем рынке, 14% — на рынках стран СНГ, и 6% — третьих стран. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что малый бизнес в экономике Беларуси значительно уступает аналогичному в развитых странах и в странах Восточной Европы.