Как хранят топливо

Перед эксплуатацией топливо хранят по-разному: в подземных и наземных резервуарах, подвижных емкостях большой и малой таре, баках автомобилей и т. п. При хранении оно подвергается качественным изменениям. При окислении происходят конденсация и полимеризация углеводородов с образованием смол. Если топливо содержит много смол, его нельзя использовать, так как работа двигателя на таком топливе нарушается. При образовании горючей смеси тяжелые соединения не испаряются, а остаются в виде конденсата и откладываются на всасывающих трубопроводах и клапанах. Значительное накопление смол уменьшает площадь сечения трубопроводов, снижает мощность и экономичность двигателя. На штоках клапанов смолы под воздействием повышенных температур постепенно превращаются в густые, труднорастворимые высокомолекулярные соединения, которые вызывают прогорание клапанов.
При попадании смол в цилиндры двигателя автобуса, увеличивается нагарообразование на днище поршня, повышается степень сжатия, может возникнуть детонация. Для бездетонационного сгорания потребуется бензин с более высоким октановым числом. Нагары, которые образуются из смол в камере сгорания, часто является причиной калильного зажигания. Внешние признаки калильного зажигания такие же, как и при детонации, хотя калильное зажигание и детонация отличаются принципиально. Процесс сгорания при калильном зажигании происходит с нормальной скоростью, часто без детонации.
На скорость смолообразования влияют различные металлы, которые могут быть катализаторами окисления. Прежде всего, это касается меди, свинца и их сплавов, причем эти металлы значительно снижают действие ингибиторов окисления. Автомобильные топливные баки изготавливают из свинцовой стали. Внутри находятся медные сетки и фильтры, припаянные оловом, латунные пробки топливных фильтров. Соотношение поверхности металла и объема бензина очень велико, поэтому хранение бензина в баках автомобиля не должно превышать двух месяцев. Чтобы уменьшить скорость окисления бензинов, следует избегать его частого перекачивания. Принимая во внимание все факторы, влияющие на окисление бензина, следует сделать вывод, что в «домашних» условиях хранить бензин невозможно. Перечисленные условия хранения касаются не только бензинов, но и всех эксплуатационных материалов.
Основная доля кислорода, содержащегося в нефти и нефтепродуктах, находится в виде асфальтосмолистых веществ, которые вызывают повышенное образование лаков и нагаров, поэтому содержание их нежелательно. Серные соединения в составе топлив и масел могут быть в виде серы, сероводорода, меркаптанов (так называемые активные серные соединения), сульфидов, дисульфидов, полисульфидов, тиофанив, тиофенов т. п. (неактивные серные соединения). Активные серные соединения вызывают сильную коррозию металлов. Неактивные соединения, содержащиеся в топливе, сами по себе к коррозии не приводят, этим свойством обладают продукты их сгорания. Кроме коррозии, серные соединения увеличивают нагарообразование и повышают плотность нагаров. В бензинах серные соединения снижают их октановые числа. Нефтепродукты не должны иметь повышенной электропроводности, однако при трении с металлическими поверхностями образуется статический заряд электричества. Поэтому все емкости, в которых происходит слив-налив нефтепродуктов, надо заземлять.