О газе. Пропан-Бутан.

Смесь пропан-бутан представляет собой универсальный синтетический газ, который можно получить из попутного нефтяного газа, а также в процессе переработке нефти, т.е. в принципе, для большей части производителей пропан-бутан — это побочный продукт.

 В соседней России в сырье для нефтехимической промышленности и в сжиженную смесь пропана-бутана перерабатывается не больше 40% попутного газа, еще столько же без переработки сжигается на ГРЭС, оставшиеся 20% сжигаются прямо на месторождениях.

 Подобным образом официально нефтяные компании уничтожают попутного газа 4 млрд. кубических метров в год, а по неофициальным данным — до10 млрд. кубических метров в год.

 Пропанобутановую смесь в обиходе называют просто пропан.

 Чтобы эта смесь оставалась в жидком состоянии, ее хранение и перевозку осуществляют под давлением 1,6 МПа или 16 атмосфер.

 Процесс заправки автомобилей с ГБО пропаном очень похож на заправку обычным топливом, потому что газ сжижен.

 Молекулярная формула пропана — C3H6; плотность жидкости при нормальном атмосферном давлении составляет 584 кг на метр кубический; температура кипения при нормальном атмосферном давлении — 42,1 градусов по шкале Цельсия; уровень критической температуры составляет +95,7 градусов.

 Одной из самых важных характеристик пропана и бутана, которая отличает их от других видов топлива, является формирование при наличии свободной поверхности над жидкой фазой пара, это происходит в результате появления давления со стороны насыщенного пара, то есть давления пара одновременно с присутствием в баллоне жидкой фазы.

 При наполнении баллона происходит быстрое испарение первых порций сжиженного газа и они заполняют весь его объем, при этом создавая внутри определенное давление.

 Если давление уменьшается — газ сразу же испаряется.

 Это испарение длится пока образовавшиеся пары, не достигнут стадии насыщения.

 Данное свойство пропана и бутана дает возможность хранить газ в небольшом объеме, а это очень важно.

Уровень давления насыщенного пара бутана равен 0,1 МПа при 0 градусов по Цельсию и 0,17 МПа при 15 градусах, а уровень давления насыщенного пара пропана при таких же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно.

 Данное различие приводит к существенной разнице в давлении смеси пропана и бутана, при изменении их пропорций.

 Давление увеличивается при росте температуры, это приводит к значительным изменениям объема сжиженного газа, который находится в жидком состоянии.

 Это значит, если баллон полностью заполнен сжиженным газом в жидком состоянии и температура продолжает расти, то давление будет быстро увеличиваться, а это может привести к взрыву баллона.

Именно поэтому никогда не стоит заполнять баллон сжиженным газом полностью, следует в обязательном порядке оставлять паровую подушку, объем которой должен быть не меньше 10% от емкости баллона.

 Пропан и бутан отличаются такой характеристикой как температура кипения, при достижении которой они могут переходить из жидкого состояния в газообразное.

 Бутан прекращает переходить в газ и остается в жидкой фазе при температуре -0 °С, для пропана же эта температура — 43° С.

 В холодных климатических условиях (или же зимой) в сжиженном нефтяном газе — смеси пропана с бутаном, должно быть больше пропана для лучшей газификации этой смеси.

 На газозаправочные станции, как правило, поступает сжиженный нефтяной газ следующих марок: ГТБА летний — пропан-бутан автомобильный с концентрацией 50+10% пропана, а также бутан и зимний ПА — пропан автомобильный с концентрацией 90+10% пропана.

 Показатель теплоты сгорания газа несколько выше, чем у бензина.

 Но с ростом количества воздуха, подаваемого в двигатель, теплота сгорания немного уменьшается.

 Примем мощность двигателя, который работает на бензине за 100%, тогда мощность двигателя, который работает на газе, будет равна примерно 90%, это ведет к снижению максимальной скорости приблизительно на 4%, но не следует забывать об экономии финансовых средств.

 Мировое соотношение стоимости бензина к газу составляет 10:6.

 Снижение мощности двигателя происходит в связи с более низкой, чем у бензинового топлива, теплотой сгорания газа.

 Бывает, что этот недостаток пытаются устранить с помощью ранней установки угла опережения зажигания до ВМТ на 3 — 5°.

При эксплуатации большой разницы при движении авто на газе или на обычном топливе не ощущается.