Что такое пост?

При императоре Феодосии Младшем близ Царьграда поселился монах, вышедший из пустыни Египетской. Однажды импера­тор, проходя мимо его хижины, вздумал зай­ти к нему и постучал в дверь. Инок отворил и, не зная, кто его гость, принял императора за воина. Сотворив молитву, царь сел и по­вел беседу с иноком. «Как живут, — спросил он, — отцы египетские?» — «Слава Богу, — отвечал старец, — и молят о вашем спасении». А затем, в свою очередь, спросил: «Не хо­чешь ли съесть что-нибудь?» — «Хочу», — был ответ. Инок поставил хлеб, масло (рас­тительное), соль и воду. Гость пил и ел. После трапезы он сказал старцу: «Знаешь ли, кто я?» — «Бог тебя знает», — отвечал монах. — «Я царь Феодосии». Инок поклонился ему. Царь продолжил: «Блаженны вы, иноки, сво­бодные от суеты мирской! Вот я и рожден от царя, но поверь мне, за всю свою жизньне вкушал я пищи с таким наслаждением, с каким ныне вкусил у тебя». — «А знаешь ли, отчего это?» — спросил старец. — «Отчего?» — «Оттого, что мы, монахи, с молитвой и бла­гословением приготовляем пищу, потому сладким делается и худое брашно. У вас же много труда несут, изготовляя ее, но бла­гословения не спрашивают, потому и вкус­ная пища становится невкусной». Свидание окончилось, но после того царь стал оказы­вать старцу особенное уважение. Последний же, не терпя славы человеческой, вскоре снова удалился в Египет.

«Гордый человек!

Ты мечтаешь так много и так высоко о уме гноем, а он — в совер­шенной и непрерывной зависимости от же­лудка», писал святитель Игнатий (Брянчанинов) Душа каждого из нас находится в теснейшей связи с телом, поэтому состоя­ние тела напрямую влияет на состояние души. И если в Раю у человека душа господ­ствовала над плотью, то теперь у нас плоть господствует над душой.

С древности известно, что каждый вид пи­тья и пищи имеет свое воздействие на орга­низм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услажда­ют и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм.

Еда способна все больше привлекать к се­бе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве способен человек в таком состоянии чисто и искренно молить­ся Богу?

В древнем Патерике рассказывается. Взал­кал (почувствовал голод) однажды утром не­кий брат и боролся со своим помыслом, что­бы не вкушать пищи до третьего часа. Когда настал третий час, он решился терпеть до шестого. Когда же наступил шестой час, он размочил хлеб и, присев вкусить, опять встал и сказал: «Потерплю до девятого часа». На­стал и девятый час, и старец, сотворив мо­литву, увидел силу диавола, как дым выходя­щего из его недра. Таким образом миновала его алчба (голод).

Путь духовной жизни предполагает побе­ду над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Цер­ковь предлагает давно проверенное средст­во — пост.

«Когда царь собирается взять неприятель­ский город, — говорил преподобный Иоанн Колов, — он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда гражда­не, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделе­ниями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные жела­ния изнемогут».

Вспомните противоположный пример ка­заков из «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защи­щать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас иг­рает музыкант на скрипке, а с другой — тру­дится рабочий с отбойным молотком. Разбе­рете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатле­ния, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязан­ность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пи­ще. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество.

Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не про­воцируют в естестве движение низких, гру­бых страстей.

Есть такой образ. Легкое судно скоро пе­реплывет море, а обремененное большим грузом — может затонуть.

«Пользу поста не ограничивай одним воз­держанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел», — говорил свя­титель Василий Великий. Пост — это ограни­чение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вред­ных привычек, как курение, скверносло­вие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внут­ренних чувств от недозволенных впечатле­ний. «Пусть постятся не одни уста, но и зре­ние, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Пусть постятся руки, пребы­вая чистыми от хищения и любостяжа­ния. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постят­ся глаза — зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами свои­ми сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать зло­словию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздержи­ваемся, а братьев наших угрызаем и съе­даем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего».

Пост погашает привязанность к скотопо­добным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восста­новить в нашем естестве ту райскую гармо­нию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Доставляемое постом чувство голода избавляет человека от самодовольства и са­момнения, открывает ему его немощь, за­ставляет чаще вспоминать о Боге. Если не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеж­дать более сильные страсти?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *