Примеры поста в новом завете и в житиях святых

Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, ска­зав искусителю: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1,13; Лк. 4,4).

Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о ко­тором Сам Господь свидетельствует, что он больший из рожденных женами (Мф. 11, 11), был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: …пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18). Господь назы­вает его пророком и больше пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 9-11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, поэтому одно из его ду­ховных имен — Ангел пустыни.

Не столь много известно нам об Анне про­рочице, которая с великим упованием ожи­дала Господа. Однако эта праведница име­ет свой день, празднуемый новозаветной Церковью: Тут была также Анна пророчи­ца, дочь Фануилова… вдова лет восьмидеся­ти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).

Есть свидетельство в Евангелии и о под­виге Апостолов, вышедших на проповедь Христову: Когда они служили Господу и по­стились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и воз­ложив на них руки, отпустили их (Деян. 13,2-3). Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Апостол Павел в начале обращения сво­его три дня… не ел и не пил (Деян. 9, 9). Тот же Апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.

Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказа­лась угодной Богу: Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девя­том часу молился в своем доме, и вот, стал пре­до мною муж в светлой одежде (Деян. 10, 30).

Апостол Павел пишет апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немно­го вина, ради желудка твоего и частых тво­их недугов (1 Тим. 5, 23). Из этих слов вся­кий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла.

Сам Христос предвозвестил будущий пост Апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал: …придут дни, когда отни­мется у них жених, и тогда будут постить­ся (Мф. 9, 15). Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Же­ниха Христа означает смерть Христову. Сле­довательно, Апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились. На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо. А что Апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских.

Что смогут возразить на это противники поста? Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших? От Апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатью Своею всегда был присущ им и после смер­ти и Своего Вознесения. А мы, будучи гре-холюбивы и грехами удаляя от себя благо­дать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и теряем Его благо­дать. Итак, если Апостолы постились, тем более и нам должно поститься.

После века Апостольского, начиная со вре­мени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Свя­той Церкви. Таковыми были преподобные великие Отцы: Павел Фивейский, Анто­ний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосии, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, число которых знает Тот, Кто исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (Пс. 146, 4). Таковыми Ангелами земными были на­полнены Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, про­славленные их жизнью. Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из которых многие причислены к лику свя­тых, мы сейчас удивляемся строгости их поста, который едва может перенести чело­веческое естество. Но по причине бесчис­ленного множества подобных примеров мы не будем здесь приводить их. Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное сло­во Святым Отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сири­на об отцах, постом показавших нам путь ко спасению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *