Врачи о поаьзе поста

— В чем основная польза человеку от поста с точки зрения православных докторов?

— Для православного врача очень важ­ной представляется духовная сторона поста. Недь православные признают, что человек представляет собой не только тело, но также н душу, и дух. Душа занята эмоциональны­ми, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это часть души, которая призвана общаться с Богом.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «Поститесь, братия, телесно, поститесь и ду­ховно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверую­щие — духовно, конечно, являемся больны­ми людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоро­выми, логически четко мыслить, знать выс­шую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень повре­жден. Все мы этим страдаем — маловери­ем, отсутствием любви, то есть качествами, которые измеряются уже по иным крите­риям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и ис­поведника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».

—  Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которы­ми должна происходить во время поста?

—  Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не толь­ко чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как прави­ло, — это следствие греха, который при­сутствует в организме. Об этом можно рас­сказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совер­шил нехороший поступок — то, что со все­ми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, ста­раться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раз­дражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга это раздражение распространяется также и во­круг, на близлежащие отделы, в первую оче­редь на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Со­ответственно это возбуждение переходит в подкорку и оттуда импульсы начинают расп­ространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная бо­лезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрей­да, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И. П. Павлов всё же рассматри­вал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физиче­ская поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь — это совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она трево­жит и будоражит человека. Есть такой афо­ризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, дока­зывается, что это очень полезно: временно перейти на такую облегченную пищу, рас­тительные продукты, что это типа разгруз­ки, от которой люди вдобавок еще и худеют.

Это, конечно, очень утилитарное отноше­ние к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что пони­мают, что это — великие дни духовного очи­щения. Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать непред-писанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воз­держаться.

—  Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

—  Надо не забывать, что Церковь не на­столько жестока и эгоистична, чтобы застав­лять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снис­ходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют мно­гочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что здо­ровье не позволяет ей поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, без­условно, разрешаются послабления.

Вообще, у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Также подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувству­ет большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник, в меру своего разумения, конечно, позволит ему немного нарушить пост.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *