Пост и правильное питание

Вцелом для здоровых, трудоспособных лю­дей оптимальным является именно сме­шанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегета­рианских блюд, а также с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим обра­зом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.

Перейдем к медико-биологической оцен­ке системы постного питания с позиций ал­лергологии. В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается ни­какая пища, кроме воды, редки. Но их меди­ко-биологическое значение для организма че­ловека весьма благоприятно. По последним данным, именно одно-двухдневное воз­держание от пищи становится своеобразным положительным стрессом, вследствие кото­рого мобилизуются защитные силы орга­низма, включаются его адаптационные и компенсаторные резервы. В результате активируются иммунная и эндокринная системы, особенно деятельность надпочеч­ников; вырабатываются собственные глю-кокортикостероидные гормоны, подавляет­ся аллергическое воспаление, усиливается регенерация тканей. Таким образом, при разгрузочно-диетической терапии имеет место не «отдых», или «очищение» организ­ма, а скорее его «встряска». В аллерголо­гии кратковременное воздержание от пищи применяют при всех видах аллергических заболеваний.

При этом православный строжайший пост не имеет никакого отношения к систе­ме голодания по П. Брэггу, Г. Шелтону или йоге. Всякое совпадение здесь может обна­ружиться исключительно на терминологи­ческом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и «чуда голодания» не имеют ничего обще­го. Каких только методик так называемых

«входа в голод и выхода из голода» сейчас не предлагается! Но верующие люди прово­дят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, а по их завер­шении так же просто переходят к обыкно­венной пище.

Для большинства постных дней, установ­ленных Православной Церковью, харак­терен пост «с едением сварения с елеем» и пост «с едением сварения», то есть веге­тарианское и строго вегетарианское пита­ние. Однако, во-первых, вне постных дней не запрещено есть мясо-молочные и иные продукты животного происхождения. Кро­ме того, в течение постов существует нема­ло дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, веге­тарианское питание в практике православ­ного поста не является постоянным, а толь­ко временным и прерывистым, что, в свою очередь, становится прообразом сбаланси­рованного и гипоаллергенного питания.

Православное население славяно-рус­ских республик редко страдало железодефи-цитной анемией, остеопорозом и другими заболеваниями, которые могут развиться утех, кто совершенно исключает из рациона своего питания мясо и мясопродукты. Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен недостаток полноценных бел­ков и соответственно незаменимых ами­нокислот, витаминов В2, В12 и О, хотя со­держание Са, ?е, Си, Ъп количественно можсг быть достаточным, но усвояемость этих веществ из растительной пищи низкая. Однако эти же вещества прекрасно усваива­ются с рыбой.

Рыба обладает высокой пищевой ценностью и по ряду показателей превосходит мясо животных. Это важный источник полно­ценного белка со сбалансированным соста­вом незаменимых аминокислот. Метионина — аминокислоты, играющей большую роль в регуляции жирового обмена в печени, в ры­бе больше, чем в твороге, — признанном ис­точнике метионина. Сравнительно с мясом животных в рыбе почти в 5 раз меньше со­единительной ткани. В этом причина того, что рыба быстрее, чем мясо, варится, жарит­ся и легче переваривается в пищеваритель­ном тракте. Белок рыбы усваивается лучше, чем мясной: в среднем на 95% против 88%. Содержание витаминов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе животных, а витаминов А и О больше, осо­бенно в печени рыб. В рыбе, особенно мор­ской содержатся разнообразные минераль­ные вещества. Она богата йодом, Ре, Ъъ. и другими микроэлементами. Наибольшего внимания заслуживают рыбные жиры, кото­рые, в отличие от жиров животных, легче перевариваются и обладают особой биоло­гической ценностью, так как содержат спе­цифические полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), имеющие исключитель­ное значение в диетологии, аллергологии, диетопрофилактике атеросклероза и ише-мической болезни сердца.

В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других широко употребляемых расти­тельных маслах. ПНЖК рыб нормализуют некоторые стороны жирового обмена при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую и противосвертывающую системы крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца и атероскле­роза сосудов головного мозга; способству­ют снижению атопического дерматита при гипертонической болезни, нормализуют гор­мональный фон. Биологически активными

ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

По пищевым предписаниям Церкви рыба и растительные масла относятся к постной пище. В медикобиологическом аспекте такое сочетание продуктов способствует сбаланси­рованности разных ПНЖК в пище. Учение о сбалансированном питании сохраняет свое значение и в настоящее время, но некоторые его положения в последние годы подвергну­ты пересмотру и уточнению. Это относится прежде всего к вытекающему из теории сба­лансированного питания представлению об «идеальной пище», которая наиболее полно возмещает используемые организмом пище­вые вещества и расход энергии. Признано, что постоянное питание «идеальной пищей» способствует метаболической гиподинамии — своеобразному снижению активности сис­тем, обеспечивающих обмен веществ. Это яв­ление можно условно сравнить с мышечной гиподинамией, связанной с низкой физиче­ской активностью и ведущей к детрениро-ванности мышц.

По мнению академика А. М. Уголева (1991), идеально сбалансированное питание создает такие комфортные условия для обмена ве­ществ, которые не являются эволюционно подготовленной основой для оптимальной жизнедеятельности человека. В пределах ко­ротких периодов времени (недель) отступ­ления от сбалансированного «идеального питания» могут быть не только физиоло­гичны, но и необходимы для поддержания высокого уровня активности органов и сис­тем, обеспечивающих усвоение пищи. При этом правило равенства расхода и поступле­ния пищевых веществ сохраняют свое зна­чение для длительных периодов времени, что предупреждает возникновение болез­ней недостаточного и избыточного питания. Таким образом, с одной стороны, соблюде­ние пищевых предписаний постов вызывает отклонение от сбалансированного питания, а с другой, — для многих людей (например, больных крапивницей) эти отклонения не только не наносят ущерба здоровью, но яв­ляются целесообразными с учетом совре­менных взглядов на значение периодиче­ской разбалансировки питания.

Научный сотрудник Института питания РАМН М. М. Гуревич (1990) пишет, что «посты грамотно готовили весь организм к смене времени года: Великий пост гото­вил его к лету, к переходу на новые про­дукты, Успенский пост — переход к осени, Рождественский — к зиме».

Согласно последним исследованиям Наци­ональной академии питания США и, в част­ности, Аризонского центра питания и пище­вой аллергии под руководством профессора Уильяма Джонсона, единственной рацио­нальной системой питания на сегодняшний день признана именно система перемежаю­щегося приема мясной и вегетарианской пи­щи, поскольку таким образом и пищевари­тельная, и иммунная системы человеческого организма получают естественную трени­ровку и комплексное оздоровительное воз­действие. Но в таком случае можем ли мы назвать какую-нибудь иную, более совер­шенную систему такого питания, чем посто­вые предписания Православной Церкви, вы­рабатывавшиеся в течение тысячелетий по Божественному откровению и апробирован­ные миллионами христиан во все времена по всей земле? Воистину знаменательны слова Боговидца Моисея, запечатленные в книге Второзаконие: …заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услы­шать ее, и мы исполнили бы ее?» И не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?», но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его (Втор. 30, 11-14).

Учитывая, что большинство дней в году — постные, то и система православного постно­го питания в целом носит гипоаллергенный характер. По статистике, аллергическая за­болеваемость была в России крайне низкой. Согласно данным первого русского аллерго­лога В. П. Силича (1868), заболевание реци­дивирующей крапивницей и атопическим дерматитом — казуистика; бронхиальная аст­ма — 2—3 случая на 100 ООО населения; поли-ноз — 2—4 случая на 100 000 населения, экс-судативно-катаральный диатез — казуистика у детей. В настоящее время только лишь в Минске насчитывается около 50 000 случа­ев бронхиальной астмы.

По наблюдениям, из 200 моих пациен­тов, страдающих бронхиальной астмой всех форм, только 15 являются православными христианами. И у всех них во время постов нет четко очерченных приступов и наблюдается уменьшение их количества. Приведу пример: практически все специалисты-аллергологи единодушно опасались ухудшающего влия­ния дыма, возникающего от сгорания лада­на во время каждения в церкви, на больных бронхиальной астмой. Но тщательнейшие наблюдения показали, что приступов удушья не бывало никогда! И для больных наступало облегчение их состояния.

Как Православие наиболее полно отража­ет первозданную полноту христианства, так и православные пищевые предписания на вре­мя поста содержат все позитивные элементы разнообразных современных методик очи­щения, лечения и оздоровления организма в медицине. Любая попытка выделить из пра­вославного поста некую медико-биологиче­скую особенность и провозгласить на ее осно­вании новую «систему» или «методику» будет вторична и бездуховна. Потому что строгое соблюдение христианами постов и постных дней — это нечто гораздо большее, чем пра­вила приема пищи.

2 thoughts on “Пост и правильное питание