Великий пост

Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он на­поминает нам о сорокадневном посте Спасите­ля в пустыне; он же вводит нас в Страстную неделю и затем к радостям Праздника празд­ников — Светлого Христова Воскресения.

Святой Великий пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен ис­просить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причас­титься святых Христовых Тайн согласно за­поведи Христовой (см. Ин. 6, 53-56).

Еще в Ветхом Завете Господь повелел сы­нам Израилевым каждый год давать десятину (то есть десятую часть) из всего, что они при­обретали, и, делая так, они имели благослове­ние во всех делах своих.

Зная это, святые Апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, то есть время Великого поста (святую Четыредесятницу) посвящать Богу, чтобы и мы благословлены были во всех делах наших, ежегодно очищая себя от грехов своих, со­вершенных в течение целого года.

Таким образом, Великий пост — святая Четыредесятница — есть Богом определенная десятина каждого года (по приблизительно­му подсчету 36 дней, не считая воскресных дней), которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу — на спасение своей души.

Великий пост имеет три подготовитель­ные недели.

Первая подготовительная неделя к Вели­кому посту называется Неделей мытаря и фа­рисея. Во время Литургии в это воскресе­нье читается из Евангелия притча о мыта­ре и фарисее, с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосер­дие Божие. С этой недели до пятой неде­ли Великого поста за всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва «Покаяния отверзи ми двери».

Вторая подготовительная неделя к Вели­кому посту называется Неделей о блудном сыне. В трогательной притче «О блудном сыне», которую мы слышим за Литургией в Евангельском чтении, святая Церковь по­учает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренне покаемся в своих гре­хах. В эту неделю, а также и в следующие за ней две недели, на всенощной после поли­елея поется псалом На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Этот, 136-й, псалом описыва­ет страдания евреев в плену вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псал­ма внушают мысль о нашем духовном пле­не, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному Отечеству, Небесному Царствию.

Многих смущает последний стих псалма, где говорится, что блажен (счастлив) тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих (вавилонских) о камень! Конечно, в бук­вальном значении слова эта мысль жесто­ка и никак не приемлема для христианина, ибо Сам Господь учил любить и благослов­лять врагов своих и поклоняться Богу в духе и истине (см. Ин. 4, 24). Именно эта мысль становится чистой и возвышенной в духов­но-христианском-значении, так как это зна­чит: блажен, кто имеет твердую решимость сокрушать о камень веры едва рождающие­ся дурные мысли и желания (как бы в мла­денческом их состоянии) прежде, чем они возрастут в злые дела и навыки.

Третья подготовительная неделя к Вели­кому посту называется Мясопустной, или Сырной, а в народе она называется Масленой, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье Мясопуст­ной недели называется Неделей о Страшном суде, так как за Литургией читается Еван­гелие о Страшном суде и о последнем мздо-воздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песно­пениях Сырной недели воспоминается гре­хопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.

Последнее воскресенье перед Великим по­стом называется Сыропустом, потому что им оканчивается едение сыра, масла и яиц. На Литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним (см. Мф. 6, 14-21), без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного. Сообразно с этим евангельским чтением христиане имеют бла­гочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведо­мых обид и принимать все меры к прими­рению с враждующими. Потому этот день принято называть Прощеным воскресеньем, после которого и наступает Великий пост (святая Четыредесятница).

Общую особенность великопостного богослужения составляет продолжительность службы с уменьшением торжественности, а именно: песнопений бывает мало, боль­ше бывает чтения псалмов и молитв, рас­полагающих душу к покаянию. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего.

Утром совершаются утреня, часы с не­которыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни совершается вели­кое повечерие. В среду и пятницу соверша­ется Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом посту бывает Литур­гия святого Иоанна Златоустого, а в пер­вые пять воскресений — Литургия святого

Василия Великого, которая совершается так­же в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.

В Великом посту каждая неделя посвяще­на воспоминанию какого-либо особого собы­тия или лица, призывающих грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *