Недели Великого поста

Первая неделя Великого поста

Отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение — особенной продолжи­тельностью. В первые четыре дня (понедель­ник, вторник, среда и четверг) на великом повечерии читается Канон преподобно­го Андрея Критского с припевами к стиху Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

В пятницу первой недели Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение колива, то есть отва­ренной пшеницы с медом, в память святого великомученика Феодора Тирона, оказав­шего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский импера­тор Юлиан Отступник в 362 году приказал в городе Антиохии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но святой великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповеда­ние Христовой веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье Великого поста

Со­вершается Торжество Православия, установ­ленное при царице Феодоре в 843 году в па­мять восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совер­шают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех, отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины право­славной веры, и «вечную память» всем скон­чавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресенье Великого поста

Совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с православной верой, он учил, что за подвиг поста и молит­вы Господь озаряет верующих благодатным Своим Светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста

За всенощной выносится после великого сла­вословия святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покла­няемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вме­сто Трисвятого. Церковь выставляет в сере­дине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в те­чение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и чет­вертая неделя Великого поста называются крестопоклонными.

В четвертое воскресенье

Воспоминается преподобный Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое стоя­ние святой Марии Египетской. Жизнь свя­той Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех при­мером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На ут­рене в этот день читается житие святой Марии Египетской и канон святого Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В суб­боту на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородицы. Читается торжествен­ный акафист Богородице. Эта служба уста­новлена в Греции в благодарность Бого­родице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похва­ла Богородицы» совершается для утвер­ждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов ви­димых, тем более готова нам помочь в борь­бе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого поста

Совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в ее лице образец истинного покаяния и для ободрения духов-но-труждающихся показывает пример не­изреченного милосердия Божия к кающим­ся грешникам.

Шестая неделя посвящена приготовлению постящихся к празднику Входа Господня в Иерусалим и к Страстной неделе.

В субботу на шестой неделе на утрене и Литургии воспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота назы­вается Лазаревой. На утрене в этот день по­ются воскресные тропари по Непорочных: Благословен ecu Господи, научи мя оправда­нием Твоим, а на Литургии вместо Святый Боже поется Елицы (те, кто) во Христа кре-стистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Шестое воскресенье Великого поста

Есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным вос­кресеньем, Неделей Ваий, или Цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется Воскресение Христово, а читает­ся 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающие­ся ветви вербы (вайа) или других растений.

Освященные ветви раздаются молящимся, которые при возжженных свечах стоят с ни­ми до конца службы, знаменуя победу жиз­ни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресенье отпуст начинается словами: Грядый Господь на воль­ную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *