Апостол Павел говорит: Не станем более судить друг дру­га, а лучше судите о том, чтобы не подавать брату случая к преткновению, или соблазну (Рим. 14, 13).

«Что такое претыкание? Что такое соблазн?»

Вопрошает святитель Московский митрополит Филарет, и отвечает: «Если мы пред ближним на­шим говорим такие слова или делаем такие дела, которые произведут в нем худые помыслы и расстройство душевное, то мы полагаем ему претыкание; если нашими словами или дей­ствиями даем ему повод, побуждение, поощрение ко греху, то полагаем ему соблазн.
Как печально, и вместе как грозно говорил о соблазнах Господь наш! горе миру от соблазнов.., горе человеку тому, через которого соблазн приходит! (Мф. 18, 7). — Лучше ему было бы, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. (Лук. 17,2)
— О милосердный Господи! О грехах и грешниках гово­ришь с таким покоем, с такой кротостию: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13); а о соблазнах и соблазняющих так плачевно, и так грозно!… Разу-мех. Господи, яко правда судьбы Твоя (Пс. 118, 75); воистину, плачевен грех и страшен, но соблазн более. Грех мой, при по­мощи благодати Твоей, могу я прекратить, и покаянием очи­стить; но соблазна, если он виною моею подан и перешел к другим, уже не властен я пи прекратить, ни очистить».

Так размышляет о соблазнах великий святитель Филарет.

«Соблазн то же, что моровая язва, — говорит св. Тихон За­донский, — язва моровая заражает и умерщвляет тело, а соблазн заражает и умерщвляет душу человеческую. Язва мо­ровая начинается в одном человеке, а потом весь дом, весь го­род, и наконец вся страна заражается: так и соблазн, начинает­ся в одном человеке, и от него переходит ко многим» (часть 4, стр. 146). «Пагубно, истинно пагубно обращение с порочными людьми, — говорит св. Златоуст, — не так скоро пристает за­раза, и проказа губит подвергшихся этой болезни, как злые нравы людей порочных. Худые сообщества развращают до­брые нравы» (1 Кор. 15, 33).
В книге Судей Израилевых повествуется, что некто Миха сделал кумира для себя и для своего дома, потом нанял левита, чтобы приносить ему жертвы, от левита выведали о сем до­машнем кумире воины племени Данова, и похитили его; и та­ким образом идолослужение одного человека из одного дома (Изд. 1845,часть 3, 476-480.)
сделалось грехом города и племени. Таков обыкновенно ход греха путем соблазна.

«О лютое зло — соблазн!»

— Восклицает св. Тихон. «Бе­регись, христианине, подавать соблазн, и сам берегись соблазна как моровой язвы! Люби сердечно закон Божий, и не будет тебе соблазна. Мир мног любящим закон Твой, Господи, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). Презри мир сей с его пре­лестями и возлюби единого Бога, и ты будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим!» — «Не думай, — говорит Бла­женный Августин, — что ты не убийца, если ты соблазнил ближнего па грех… Ты растлеваешь душу его, ты похищаешь у него то, что принадлежит вечности!» — Чтобы не соблазнить брата, св. апостол Павел отказывает себе даже и в позволен­ных удовольствиях и вещах. Так, например, пища сама по себе ни удаляет от Бога, ни приближает к Богу, однако же и в пище апостол Павел ограничивает себя: аще брашно соблазняет брата моего, говорит он, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего (1 Кор. 8, 13). Он готов лучше навсегда отказаться и от мяса, от вина, лишь бы не подать повод не­мощной совести брата соблазниться (Рим. 14, 20-21). Вот как Апостол Христов боялся соблазнить кого-нибудь даже упо­треблением позволительных вещей. Видно, он твердо помнил грозное слово Христово о соблазнителях! Видно, он всегда па­мятовал, что и в последний день мира Господь начнет страш­ный суд Свой именно с творящих соблазны: и пошлет Сын че­ловеческий Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззакония, и ввергнут их в пещь огнен­ную (Мф. 13, 41-42)! А когда так, то как, скажите, не бояться нам, христианам, — быть в соблазн кому-нибудь.
Послушаем пророка вопиющего, говорит св. Златоуст, и от лица Божия глаголющего: горе вам, потому что вас ради Имя Мое хулится среди язычников (Ис. 52, 5). Страшно и ужаса ис­полнено слово сие, потому что самое слово «горе» значит, что пророк оплакивает тех,   которым   предстоит неизбежное
мучение. Того ради да прославится Господь наш, возлюблен­ные, не будем никому причины подавать к соблазну. Не гово­ри: «Что мне за нужда, если кто другой соблазняется». Зачем так говоришь? Скажи мне, что тебе за нужда: Христос запове­дал так сиять житию твоему, чтоб не только удивлялись смот­рящие на тебя, но чтобы и Господа твоего прославляли, а ты, вместо прославления, причиняя Ему хулу, совсем нерадишь. Прилично ли так поступать душе благочестивой и закон Бо­жий знающей?…» «Велик грех соблазна! — говорит один про­поведник Слова Божия, — велик этот грех потому, что:
  1. соблазнитель непременно препятствует Христу в устрое­нии Им нашего спасения. Христос хочет всем спастися, а ты на грех людей наводишь. Ты поэтому враг Христу и друг и со­общник диаволу; ибо. служа для братии соблазном, ты тво­ришь чрез это дело диавольское; первый искуситель на грех — диавол.
  2. Кто служит для других соблазном, тот губит сим людей, и потому он их злодей, враг, убийца и — хуже убийцы, ибо не тело, а душу своих братий убивает.
  3. Всякий грех можно сколько-нибудь загладить покаяни­ем; а произведенного соблазна, большей частью, нельзя.

Поло­жим, например, — сам ты и раскаялся в известном грехе, и сам лично уже получил прощение от Господа; но в людях, для ко­торых ты послужил соблазном, как ты прекратишь этот грех? Это уже редко бывает в нашей власти и большей частью для нас невозможно. Между тем грех этот все растет и растет: от того, кого ты соблазнил, он перешел к другому и третьему. А всему этому кто причина, кто повинен? Ты. В тебе он искоре­нен — этот грех, но в людях, тобой соблазненных, живет, и живет как твое семя, твое детище, от которого — как ты отре­чешься пред Богом? Да еще хорошо бы было, если бы мы мог­ли знать, в ком именно живет грех, подобным образом нами посеянный: тогда можно бы по крайней мере приложить стара ние, покаявшись, и того человека, которого мы соблазнили на грех, расположить к покаянию. Но о многих ли можем мы знать, что мы их соблазнили? Сколько людей, которых мы могли соблазнить совершенно и для себя неведомым образом, и которые, пожалуй, и сами-то не знают, кто первый навел их на тот или другой грех!

Вот, например, ты вышла на улицу в нескромной одежде, разукрашенная яркими помадами. Видели тебя многие, иные из них ничего не потерпели от этого, но другие приняли в сердце страстное желание плотской похоти, и в них это сквер­ное желание принялось, все равно как бы некое зернышко, и дало росток: сперва они мечтают об удовлетворении страсти, разжигая себя видением скверных видеофильмов и изображе­ний; после сами ищут повода к разжиганию похоти у других, используя приобретенный греховный опыт, затем некоторые даже начинают добиваться желаемого насилием, совершая гнусные преступления; пошел грех, тобой посеянный, гулять по белу свету; — все равно как семечко с иного дерева — со­рвется и летит, летит много верст, носимое ветром, наконец пало на землю, принялось, выросло и само начало приносить и сеять семена. Вот самый точный образ, как живут соблазны! Как можешь сосчитать сколько невоздержных мужчин прелю­бодействовало с тобою в мыслях?
— Друзья мои! Бога ради, не смотрите вы на грех глазами грешного мира, который ко всему греховному относится очень легко, а всегда старайтесь вдумываться и в те последствия, ка­кие могут от того или иного греха произойти для вас самих и для других. Тогда и будет суд ваш праведен. Например — от­носительно соблазнов: нам заповедано друг друга оберегать, вразумлять, наставлять на путь спасения. А мы словом и де лом — губим друг друга, служим для братий своих соблазном! А это тяжкий грех!
Поистине, горе нам, в миру живущим от множества соблаз­нов!.. Однако это не оправдание для соблазняющихся, — ска­жем и то. Соблазнов много в миру, но всегда можно избегнуть их. Они невольно приучают человека к осторожности и осмот­рительности, к бодрствованию; нет соблазнов — нет подвига. Нет, ты при множестве-то соблазнов сумей устоять в добре! Почему и Спаситель сказал: нужда прийти соблазнам, соблазны не безполезны. Тем более горе человеку тому, через которого соблазн приходит. Трудно жить среди соблазнов, но за то многоценно в очах Божиих устоять среди них.
— Блюдите же, како опасно ходите.
Аминь.