Некоторые подвижники русских мо­настырей к трудам благотворительным присоединяли врачевание от болезней.

Так, святитель Варсонофий, епис­коп Тверской (память 11 апреля), когда

был еще игуменом одного казанского мо­настыря, лечил всех приходящих к нему от болезней. Это привлекало к нему мно­жество татар. Кротостью, терпением и бескорыстием в деле врачевания он рас­полагал к себе их сердца, а затем обра­щал в христианство.

В обители Киево-Печерской еще при жизни святого Антония прославился святой Агапит, прозванный безмезд­ным врачом (память 1 июня). Он лечил всю братию монастыря и никуда, даже по просьбе князя, не выходил из обители, но к нему приносили многих больных из ок­рестностей, и он всем подавал скорую по­мощь. Он лечил больных травами, кото­рые варил себе в пищу, и это простое средство, соединенное с молитвой свято­го целителя, возвращало силы и здоровье уже совсем умиравшим. Святой Агапит исцелил, между прочим, известного кня­зя Владимира Мономаха, послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусст­вом врачевания святой Агапит превзо­шел знаменитого в Киеве врача-армяни­на, и тот, пораженный помощью свыше, которая видимо была с Агапитом, крес­тился и принял иночество в Печерском монастыре.

Киево-Печерский патерик