Утешение и советы людям, живущим в бедности

Тяжела бедность.

Бедняк — это тощее растение на сухой песчаной почве, с трудом питающей и поддерживающей его. Он выбивается из сил, чтобы достать себе хлеба, одежды, заплатить за квартиру, за лечение и лекарства, дать какое-нибудь воспитание детям, обеспечить себя на старость. Жалкую участь бедняка в сравнении с богачом так изображает сын Сирахов: богатый делает несправедливости, и он же сердится. Бедный терпит несправедливость, и он же должен умолять о прощении (см. Сир. 13, 4). Когда колеблется богатый, друзья поддерживают его, но когда падает бедный, друзья отвергают его. Когда нуждается богатый, у него много помощников; когда говорит несмысленные речи, его оправдывают. Подвергся несчастью бедняк, и бранят его; если он говорит разумно, на него не обращают внимания. Богатый говорит, и все молчат и превозносят его речи до облаков. Говорит бедный, и они спрашивают: кто это такой? И если он спотыкается, его совсем повергают (см. Сир. 13, 25-29).

Так, бедняк поистине жалок, если он думает, что благополучие заключается в одном богатстве, то есть в том, чего он не имеет. Едва ли возможно, чтобы он при таком образе мыслей не был озлоблен, не посматривал косо и сердито на всех и не роптал на Самого Бога. Бедность ведет его ко греху и, таким образом, к одному злу прибавляется для него еще другое, более тяжкое и по своим следствиям более пагубное. И на этом свете ему нехорошо жить, да и в будущем веке не ждать добра. Между тем ужели нет средства, при помощи которого не так тяжело было бы переносить бедность и она была бы не так страшна как в настоящей, так преимущественно в отношении к жизни будущей? Христианину грешно было бы думать, будто нет такого средства. Оно есть, и притом самое верное. Оно заключается в благочестии. Пусть каждый бедняк обратится всем сердцем к Господу: он найдет в Нем такое сокровище, обладая которым он не будет жалеть, что не имеет земных сокровищ. Пусть он ищет утешения и опоры в слове Божием и в благодати Святого Духа, и он непременно найдет, чего ищет.

Так, немалое утешение заключается для бедняка прежде всего в той истине слова Божия, что Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2, 7). Не случайно, а по мудрому и всеблагому совету о нас воли Божией одни бывают богаты, другие бедны, одним все на свете удается, у других, за что ни возьмутся, ничто не спорится. И к богатым, и к бедным Господь одинаково милосерд. Одних он ведет к спасению путем богатства, других путем бедности. Итак, терпящий бедность пусть признает в ней всеблагую волю Божию и смиренно покорится этой воле. Богу лучше знать, что для нас полезно. Ему бы ничего не стоило за одну ночь обогатить тебя, если бы это послужило тебе ко спасению. Видно, Он знает, что не богатство может вести тебя к Царству Небесному.

Далее, к утешению бедняка в Священном Писании встречается весьма много относящихся к нему изречений, которые свидетельствуют, как внимателен к нему, как любит его Господь. Не утешительно ли для тебя, бедняк, читать в Писании, что ты дорог пред очами Господа, что Он слышит вопль твой и не забывает его, что горе тому, кто притесняет тебя и повинен в крови твоей (см. Пс. 9-11; 13, 35), что лучше быть бедным, но благочестивым, чем богатым, но развращенным (см. Пс. 36,16), что Господь из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего и посаждает его наряду с князьями народа (Пс. 112, 7-8), что блажен тот, кто вникает в состояние нищего (см. Пс. 40, 2), что заботиться о тебе — значит совершать службу Богу, что чистое и непорочное благочестие… есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях (Иак. 1, 27), ит. п. Можно ли с большей трогательностью изобразить любовь к тебе Божию? Помышляй об этом чаще, и ты обрящешь утешение.

Далее, помысли о том, что Единородный Сын Бога Отца жил на земле в бедности и уничижении.

Бедность встретила Его при самом рождении. Не в великолепных палатах родился Он, а в убогом вертепе — пристанище для бессловесных. Не в раззолоченную колыбель положили новорожденного Младенца Вифлеемского, а в ясли. И вся жизнь Его протекла в убожестве. Сам Он говорил о Себе, что лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где голову преклонить. Чаще вспоминай обнищавшего нас ради Господа, и тебе не так горько будет терпеть твою нищету. Знай притом, что нищие мира сего первые сподобились быть наследниками Царствия Христова (см. Иак. 2, 5), что не богатые были первые проповедники сего Царства. Даже доныне, говорит за себя и за них святой апостол Павел, терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками (1 Кор. 4,11 и 12). Тебе ли, возлюбленный бедняк, тревожиться мыслью о твоем убожестве, когда ту же самую участь терпели те, перед которыми, без сомнения, ты не можешь признать себя лучшим в нравственном отношении?

Но не должно также забывать, что Господь нередко и в настоящей жизни ущедряет Своими милостями благочестивых и преданных Ему бедняков.

Один камень был возглавием Иакову (патриарху) на первом его ночлеге по выходе из отеческого дома; один страннический посох и сумка составляли все его имущество при переходе за Иордан, но прошло двадцать лет, и он возвращается на родину со множеством рабов и двумя большими стадами скота. Господь не забывает Иосифа в его бедности и неволе и за благочестие, честность и целомудрие возводит его на высочайшую степень земных почестей. Руфь — бедная, но честная вдова — подбирает колосья на поле богача Вооза для пропитания себя со свекровью, и Господь устрояет ее супружество с этим богачом, делает ее хозяйкой в его доме. Есфирь, также бедную сироту, Он возводит до царского трона. Много подобных примеров благоволения Господа к верным Ему беднякам мы могли бы еще привести. Подражай им в благочестии и вере и ты, возлюбленный бедняк, и Господь удивит и на тебе Свою милость.

Жалуются на бедность, а не обращают внимания на то, от каких соблазнов и искушений она предохраняет бедняка. Спаситель недаром сравнивает богатство с терниями, в которых глохнет доброе семя. В деньгах есть какая-то могущественная сила, которая привязывает к ним сердце невидимой сетью и не дает человеку свободы заняться молитвой, благочестивыми размышлениями о Боге, о душе, о вечности. Грустно смотрит на свет Божий бедняк, но не всегда весел и богач. Сердце его полно забот и беспокойств о сохранении нажитого, о расширении выгодных оборотов капитала, опасениями разных потерь и убытков. Эти заботы и опасения иногда отнимают у богача сон и аппетит и делают его крайне скучным и раздражительным. Благодари, бедняк, Господа, что поставил тебя вдали от этих искушений. Твое беспомощное положение располагает тебя к надежде на Бога. В твоем сердце, не знающем тревог обладания богатством, гораздо больше места для Иисуса Христа — бесценного сокровища, чем в сердце иного богача, занятом одними земными сокровищами. Тебе свойственно крепче и усерднее молиться Богу, на Которого одного у тебя надежда, чем тому, которого нередко делает гордым и самонадеянным богатство. Посему Сам Господь Иисус дал понять, что бедняку легче достигнуть Царствия Небесного, чем богачу, когда сказал: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). Богатый юноша, упоминаемый в Евангелии, стоял у самых дверей благодати, но не вошел в них, а пошел мимо, потому что они оказались слишком узки и низки для него. Но бедные легче могут пройти через них и обогатиться от Господа.

Итак, живущий в бедности брат мой, не ропщи на это, а благодари Господа, открывшего тебе в ней путь ко спасению. Ищи утешения и отрады в слове Божием и поучайся в нем вместе с домашними твоими. Прибегай чаще к молитве. В ней заключается самое действительное средство против уныния, которое может родиться в тебе при мысли о твоей безвыходной бедности. Держи дух твой всегда в молитвенном настроении, молись наедине, молись с домашними, но паче всего будь усерден к церковной молитве. В церкви всего легче и скорее можно забыть убожество свое. Она есть благословенное место братского общения людей всех состояний. В ней богатый стоит рядом с бедным, знатный с незначительным по общественному положению. Присутствие в ней всех уравнивает. В домашнем быту старайся быть довольным тем, что Бог послал. Не завидуй трапезе богатого, уставленной множеством яств и напитков: кусок черствого хлеба и ковш чистой воды может быть гораздо вкуснее бедному, утомленному трудами, чем обилие и разнообразие блюд тому, кто утратил аппетит от привычки к невоздержанию, к жизни праздной. Не завидуй великолепной обстановке в чертогах богача. Знай, что и там живет скука, если в душе царит пустота. Знай, что и на великолепном ложе может томить человека бессонница, тогда как бедняк может сладко заснуть на голой доске. Если возможно, не входи в долги; старайся как-нибудь пробиваться своими средствами и, если не можешь, лучше смиренно попроси у ближнего в дар то, в чем нуждаешься. Кто занимает без надежды отдать, а просить стыдится по гордости, тот делается лжецом и теряет право на имя честного человека. Не смущайся тем, что бедность мешает тебе занять видное положение в обществе. Утешайся надеждой, что некогда ты можешь вступить в общество Ангелов, которые с честью будут сопровождать твою душу в лоно Авраама и с которыми вместе на небеси ты будешь славословить Господа. Но и здесь, на земле, ты можешь приобрести значение между ближними, являя в себе пример благодушия, покорности воле Божией, терпения, веры, упования. Паче всего блюди нищету духовную, т. е. смиренномудрие. Горе тому, в ком, при нищете телесной, нет нищеты духовной. Ему и здесь тяжко жить, и в жизни будущей не сподобится он Царства, которое Господь обещал нищим не по телу, а по духу.

Виссарион, епископ Костромской