Святой великомученик Пантелеймон (Пантелеон) (Память празднуется 27 июля/9 августа)

Святой великомученик Пантелеймон (Пантелеон) (Память празднуется 27 июля/9 августа)

Святой Пантелеймон родился в Никомидии (в Вифинии). Отец его Евсторгий был язычник, мать Еввула — христианка; при рождении получил он имя Пантолеона. По смерти матери он был воспитан в языческих понятиях.

Врачебному искусству обучался он у знаменитого врача Евфросина и скоро превзошел своего учителя.

Обращенный ко Христу пресвитером Ермолаем, Пантолеон чудесно исцелил слепого, от которого отказались все врачи, и тем привел ко Христу своего отца, Евсторгия. По смерти же его Пантолеон щедро помогал из доставшегося ему имущества бедным и сиротам, посещал заключенных, лечил всех больных безвозмездно.

Слух о нем широко распространился в народе, и император Галерий Максимиан велел схватить Пантолеона, которого после жестоких мук присудил к смертной казни. Святой великомученик был обезглавлен мечом 27 июля 305 года.

Перед смертью голос свыше возвестил, что он будет называться Пантелеймоном (всемилостивый).

Память святого Пантелеймона издревле весьма чтилась на всем Востоке. В IV же веке во имя его была выстроена церковь в Константинополе, куда впоследствии были перенесены святые мощи его. Разные части их находятся поныне в афонских монастырях; честная глава его в русском Пантелеимоновом монастыре.

Святому Пантелеймону существует служба, находящаяся и в наших Минеях. Канон принадлежит Феофану, митрополиту Никейскому (847). Акафист составлен иеросхимонахом Сергием (Святогорцем).

Святой Пантелеймон почитается целителем всяких недугов, в особенную же молитвенную помощь призывается он при таинстве Елеосвящения.

И после исцеления от болезни должны мы благодарить Бога, но не менее этого должны мы благодарить Бога и до исцеления, терпя болезнь и соединенную с ней душевную скорбь, ибо Бог, ими же весть судьбами, приводит нас ко спасению, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, поучая нас, что «благодарить в счастье легко: здесь сущность дела побуждает вас к тому; но достойно удивления, если мы благодарим, находясь в крайних обстоятельствах. Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют и отчего приходят в отчаяние, то смотри, какое здесь любомудрие: во первых, ты возвеселил Бога, во вторых, посрамил диавола, в третьих, показал, что случившееся ничто. В то самое время, когда ты благодаришь, Бог отъемлет печаль, а диавол отступает. Поэтому не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа его радуется, делая благое; в то же время совесть веселится — она услаждается похвалами, а душе веселящейся нельзя быть печальной. Нет ничего святее того языка, который в несчастиях благодарит Бога. Он поистине ничем не отличается от языка мучеников и получает такой же венец, как и тот. И у него стоит палач, принуждающий отречься от Бога богохульством: стоит диавол, терзающий мучительными мыслями, помрачающий душу скорбью. Кто перенес скорбь и возблагодарил Бога, тот получил венец мученический. Если, например, болеет ребенок, а мать благодарит Бога, это венец ей. Не хуже ли всякой пытки скорбь ее? Однако же она не заставила ее сказать жестокое слово. Вот умирает ребенок, и мать опять благодарит Бога. Она сделалась дщерью Авраама, ибо она, хотя не заклала ребенка своею рукою, но радовалась над закланной жертвой, а это все равно; она не скорбела, когда брали у нее дар Божий, да и о чем ей скорбеть, или плакать, или сокрушаться: не к Господу ли, не на небо ли отходит умерший? Не Бог ли даровал ей ребенка, — о чем же ей страдать? Неужели она любит дар более, чем Даровавшего? Будем же благодарить Бога за все! Таким образом несчастия наши уничтожатся, и мы будем жить во славе Божией».

* * *

К тебе, как к безмездному врачу, утешителю скорбящих, обогатителю неимущих, прибегаем мы ныне, святой Пантелеймон! Любомудрию мирскому и искусству врачебному хорошо научившись, во Христа ты уверовал и, от Него приняв дар исцелений, безвозмездно недугующих исцелял. Богатство свое нищим, убогим, сиротам и вдовам раздавая, в узах томимых ты посещал, святый страдалец Христов, и врачеванием, беседою и подаянием утешал их. За веру во Христа многообразные испытав мучения, ты во главу мечом усечен был и, пред кончиною твоею явившись, Христос наименовал тебя Пантелеймоном, то есть Всемилостивым, потому что дал тебе благодать всегда миловать всех притекающих к тебе в лютых обстояниях и скорбях. Услышь нас, с верою и любовью прибегающих к тебе, святый великомучениче, ибо ты от Самого Спаса Христа Всемилостивым был наречен и в жизни своей земной одному врачевание, другому милостыню, иному утешение неоскудно подавал, никого не отпуская от себя необлагодетельствованным. Так и ныне не отринь и не оставь нас, святый Пантелеймон, но внемли и поспеши на помощь нам: от всякой скорби и болезни исцели и уврачуй, от бед и напастей освободи и в сердца наши пролей утешение Божественное, чтобы, бодры будучи телом и духом, прославили мы Спаса Христа вовеки. Аминь.

О нем смотрим Метафраст ; Минеи святителя Дмитрия; “Месяцеслов восточный”, Сергий, том II? часть 1 и 2; также Житья и страдания и чудеса святого велекомученика Пантелимона, издание 9 Афонского русского Пантелимонова монастыря; и книжку автора Жизнь, Страдания и чудеса святого священомучиника Пантелимона, М., 1987