Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим.

Пс. 118, 71

Благо и нам, когда Господь смиряет нас болезнями.

Потому не скорбеть, а благодарить Бога должны мы, испытывая на себе десницу Его, как Отца, наказующего чад Своих. Хотя наши грехи — причина наших болезней, но Бог, как премудрый и преблагий Отец, праведно наказывая нас болезнями за грехи наши, всегда хочет достигать чрез них благих целей. И к нам идут слова Господа, сказанные к древним иудеям, страдавшим в плену вавилонском: Помышлю на вы, помышление мира, а не злая, еже дати вам сия: и помолитеся ко Мне, и послушаю вас, и взыщете Мене, и обрящете Мя: и егда взыщете Мене всем сердцем вашим, и явлюся вам, глаголет Господь (Иер. 29, 11—14). Пророк Исайя говорит: Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится к Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи ваша (Ис. 55, 7). Так Всеблагий Бог хочет, чтоб мы, подвергаясь наказаниям, как послушные дети, и мыслями и сердцем обращались к Нему и внимали святым намерениям Его.

Смотрите, как близок к нам Господь во время болезней и как ясно в них Он открывает нам Себя и Свое попечение о нашем спасении. Он являет нам Себя для того, чтоб мы, обращаясь к Нему, более и более познавали Его, прилеплялись к Нему сердцем и повиновались Его заповедям.

Как ясно и как бы невольно познаем мы владычество и правду Божию, когда поражают нас болезни! Видим мы в болезнях величие Небесного Владыки, карающего наши неправды и призывающего нас на путь покаяния и спасения. Но в то же время как Бог являет гнев Свой, мы испытываем вместе и великое милосердие Его, ибо, обращаясь к Богу, скоро находим у Него облегчение наших страданий: Его благодать утешает и подкрепляет скорбящую душу, врачует болезни тела или помогает благодушно переносить тяжесть телесных недугов. Смотрите, как ясно здесь открывается и всемогущество Божие:

Бог наводит болезни, Он один силен и врачевать их; и вы сами, когда по благости Божией получите освобождение или облегчение от своей болезни — с благоговейным чувством благодарности должны повторять: Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит: Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1 Цар. 2, б и 7). Сам Всевышний взывает к нам в Своем слове: видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею (Втор. 32, 39).

Так Бог, чрез болезни являя нам Свое величие, Свою благость и всемогущество, призывает нас чрез то к прославлению Своего великого имени, но не для Себя Самого. Как вседовольный и всеблаженный, Он не имеет нужды в нашем славословии: Он делает это только для нас, для того, чтобы спасти нас. О как часто мы во дни здоровья беспечно предаемся грехам, не страшимся гнева Божия и не заботимся об уврачевании своих греховных болезней! Как часто, пользуясь выгодами цветущего здоровья, человек тем более предается только земным попечениям и не помышляет о жизни за гробом, о том, что надобно некогда предстать на суд пред Богом и отдать отчет во всех делах своих; о том, что нет иного пути ко спасению, кроме показанного в Евангелии, и что один только Спаситель — Христос, Сын Божий.

К чему побуждают болезни?

Смотрите же как благий Бог чрез болезни промышляет о нас, как чрез них открывает взоры души нашей, научает истине и врачует ее от разных недугов. Болезни показывают нам собственное наше недостоинство, обличают грехи наши, смиряют гордость, обуздывают рассеянность, как узда, удерживают нашу свободу от уклонения на распутиях побуждают нас к благочестию и добродетели. Болезни заставляют нас обращаться к Богу и в Нем искать помощи и спасения; приучают нас, вместе с древними израильтянами, взывать с верою и упованием на Всемогущего: Идем, и обратимся ко Господу Богу нашему, яко Той поби ны, и исцелит ны: уязвит, и уврачует ны (Ос. 6,1 и 2).

Видите сами на себе, как многому болезнь научает вас! Не учит ли она вас теперь дорого ценить слово Божие и внимать его спасительным глаголам? Не говорит ли она вам, с каким вниманием должно беречь время, данное нам для приобретения спасения, для приготовления к жизни вечной, которое в здоровом состоянии часто так небрежно употребляется? Не убедительно ли она внушает вам, как мы каждый день и час должны заботиться со всею ревностию делать добро, чтобы не раскаиваться, когда пройдет время здоровья, когда наступят дни недугов и мы не в состоянии будем продолжать те благие дела, к совершению которых в здоровом состоянии имели все удобства? Не очевидно ли доказывает она, как много должны мы дорожить теми Божиими благодеяниями, коими часто пользуемся без всякого внимания, как чем-то не стоящим нашей признательности и благодарности, и забываем благодарить за них Небесного Благодетеля.

Через болезни человек стаёт совершенным.

Вот примечайте сами в себе, какое спасительное средство Бог подает нам и в наших болезнях к возбуждению и укреплению в нас живой веры, к сохранению ее, к утверждению в благочестии, к научению нас терпению и самоотвержению, чтобы тем вернее идти узким путем к вечной жизни и тем совершеннейший заслужить венец за подвиги добродетели от праведного Мздовоздаятеля Иисуса Христа. Поэтому апостол Иаков писал христианам: Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да иматъ, яко да будете совершении и всецели, ни в чем же лишени (Иак. 1, 2—4). Как бы так говорит ученик Христов: когда подвергаетесь гонениям, оскорблениям, различным болезням, принимайте это с величайшею радостью, ибо это испытание вашей веры дает вам случай утвердиться в терпении и достигнуть совершенства в сей добродетели, а совершенное терпение со делает вас совершенными христианами, коим ничего не будет недоставать в получении вечного блаженства. И Господь учит: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21,19). Апостол Павел пишет: Хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство (опытность), искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3—5). Без сомнения, терпение скорбей и болезней имеет эту силу не для всех, а только для тех, которые видят в них любовь Отца Небесного, пекущегося о спасении нашем, и, как благопокорные дети, с любовью принимая наказание Господне, благоговейно внимают святейшей воле Его; только любящим Бога вся споспешествует во благое (Рим. 8, 28).

Видите, как благотворно болезнь изменяет ваш взгляд на окружающие вас предметы!

Так ли теперь представляете себе земную жизнь, как прежде смотрели на нее? Так ли теперь привязаны вы к мирским выгодам, как прежде любили их? Вот не только видите, но и сами испытываете, как все здесь непостоянно, непрочно, суетно. Теперь чувствуете не удовольствие, а тяжкую горечь от прежнего пристрастия к земным благам, своим опытом познав, какой обман — пристрастие к ним! Теперь сознаете и чувствуете, как вожделенно небо, и ваша душа ищет неба, стремится к благам более прочным, нежели какие находит в этом мире; теперь жаждет она соединиться с источником света немерцающего, водвориться в обителях Отца Небесного.

Так внимая любви Божией, милосердно вразумляющей нас, прославляйте благость Отца Небесного. Переносите бремя недугов со смирением, с терпением, с преданностью Господу, с упованием на Его милосердие. Смотрите и учитесь, что значит эта жизнь! Как всегда, мы близки к берегу вечности, куда ничего из земных благ не можем перенести с собою. Как же мы должны заботиться во время этой краткой жизни о приобретении благодатного права на блаженную жизнь в вечности! Помышляя так, утверждайтесь в благих мыслях и желаниях, чтоб, если Господь освободит вас от недуга, и после сохранять и исполнять вам благие намерения и не оставлять пути спасения до последнего дня этой жизни.

Чаще повергайтесь пред Господом, если не можете вместе и телом, то по крайней мере душою, и изливайте пред Ним свое сердце так или подобно сему:

Премилосердый, вечный Боже, благий Отец Небесный! Исповедую пред Тобою все грехи мои и знаю, что я достоин больших наказаний, нежели какими Ты посетил меня: не прославил я Тебя, Господи, достойно, пользуясь здоровьем; много согрешил, неправедно употребляя дары Твои; привязываясь к миру, часто забывал о Тебе; работая телу, погублял мою душу. Но молю Тебя, Боже, во имя Христа Спасителя моего, единородного Сына Твоего, прости мне грехи мои ради благости Твоей; не накажи меня по правде Твоей. Даруй, да послужит мне эта болезнь, как наказание всеблагого моего Отца, к моему исправлению и оправданию пред Тобою, но не к осуждению и погибели. Даруй, Милосердый Боже, да все недуги мои переношу я смиренно и благодушно, повинуясь святой воле Твоей, и да исполнятся во мне все благие Твои намерения. Не попусти мне изнемочь под бременем сей болезни, но даруй Свою силу, да действует она в моей немощи. Если моя болезнь не к смерти, то исцели меня от недуга и утверди меня Твоею благостию на пути истины и правды, да в последующее время всегда буду ходить по заповедям Твоим, благоугождать Тебе и, свято пользуясь всеми Твоими благодеяниями, всегда прославлять Твою великую благость. Но если угодно святой Твоей воле чрез эту болезнь прекратить дни мои, то молю Тебя, Создателю мой, утверди все мои мысли и желания в Тебе, да в Тебе живу и Тебе предам дух мой. Даруй мне дух мужества, преданности и упования, чтобы и теперь, и всегда, и в последний час моей жизни от всей души мог я взывать к Тебе: да будет воля Твоя О предлагай Боже! Твой есмь аз: спаси мя (Пс. 118, 94).

Христианское чтение, 1848