Сыне, не пренебрегай наказания Господня, ниже ослабевай от Него обличаемы егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет.
Притч. 3,11 и 12

Примите наставление мудрого и по­учитесь, как надобно переносить скорби и болезни. Болезни вы не называете на­градою: если почитаете наказанием, то, по следуя совету мудрого, не пренебре­гайте наказания Господня. Не ослабевай­те, подвергаясь наказанию, но внимайте учению мудрости: его же бо любит Гос­подь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет.

Не смотрите на болезни, как на слу­чайные действия случайных причин, но помните, что ничего ни вблизи, ни вдали от нас, ни с нами самими не бывает случайно, а все происходит под управле­нием премудрого и всеблагого Промысла Божия. В деснице Божией бытие и жизнь всего; десница Божия все содержит в сво­ей власти и всем управляет; око Вседер­жителя все видит и над всем надзирает. Держите в памяти слово Христа Спасите­ля: Не две ли птицы ценитеся единому ассарию? и ни едина от них падет на земли без Отца вашего. Вам же и власи главнии еси изочтени суть, не убойтеся убо: мнозех птиц лучши есте вы (Мф. 10, 29—31). Так Отец Небесный печется о нас. Так, промышляя о нашем благе, Он посылает и болезни для научения нас. Его отеческую любовь должны мы видеть и лобызать в этом наказании. Послушай­те апостола Павла: он повторяет слова мудрого, убеждая евреев к благодушно­му перенесению скорбей и болезней. За­были вы, пишет он, наставление, которое вам, как сынам, сказано: Сыне мой, не пренемогай (не пренебрегай) наказанием Господним, ослабей, от Него обли­чаемы Егоже бо любит Господь, наказу­ет: биет же всякаго сына, его же прием­лет (Евр. 12, 5, 6), и далее присово­купляет: аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог (если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами) . И что далее говорит апостол? Аще же без нака­зания есте, емуже причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны) . Так, по­сылаемые на нас от Бога наказания пока­зывают, что Бог печется о нас, как отец о детях, а ненаказанность служила бы до­казательством, что Бог оставил нас са­мим себе. Не все наказываемые — дети, но все дети испытывают на себе руководственную десницу Отца Небесного в на­казаниях.

Не пренебрегайте же болезнями:они — наказания милосердого Отца Не­бесного.

Рассуждайте внимательно, ка­кие причины наших болезней, и прини­майте их так, как прилично детям при­нимать наказания от своих родителей.

Грех есть причина и начало как всех других несчастий, так и всех болезней. Если бы не было греха, не было бы и болезней. Чрез грех вошла в мир смерть и перешла во всех человеков, ибо все согре­шили (Рим. 5,12); потому чрез грех пришло и все то, что приводит к смерти, и все болезни, как предвестники смерти. Пер­вый грех есть первый источник всех бо­лезней, как душевных, так и телесных. С сознанием греха соединилось и ощуще­ние наготы и стыда; с потерею невинности лишился Адам и своей независимос­ти от вредного влияния стихий. Не толь­ко для покрова стыда, но и для защиты от болезненного действия на человека воздушных перемен необходима стала ему одежда. С умножением грехов умно­жились в роде человеческом и болезни.

Мудрый сказал: согрешили пред Сотворившим его, впадет в руце врачу (Сир. 38, 15). Что это значит?

То, что и теперь обыкновенно грехи бывают причиною наших болезней: за то, что мы не испол­няем воли нашего Творца Бога, Он по пускает нам впадать в болезни и подвер­гаться необходимости прибегать за помо­щью к врачам. Есть болезни, которых корни лежат в самой природе нашей, по­вреждённой грехом; есть болезни, кото­рые достаются детям как несчастное на­следие от их родителей, но сколько и таких болезней, которым причиною бывает сам больной, своими грехами умножая горькие плоды греха прародительского и грехов, наследованных от ближайших предков.

  • Сколько, например, рождается болезней от внутренних беспокойств и сердечных потрясений, от того, что мы, не покоряясь благодати Духа Божия, не владеем собою, не храним духа мира и любви!
  • Какое вредное действие произво­дят на человека гнев, досада, ненависть, зависть!
  • Какой обильный источник бо­лезней невоздержание в пище и питии!
  • Сколько страданий причиняет пьянство!
  • Какие страшные следствия любострастия!
  • Сколько недугов возникает от не­внимания человека к законам природы, от неумеренных трудов днем и ночью!
  • Ка­кой гибельный корень душевных и те­лесных болезней — неверие и маловерие!
  • Сколько происходит отселе тяжких бес­покойств, скорбей, болезней и убийст­венных для человека пороков, погубляющих его душу и тело!

Пусть иногда мы не знаем, каким путём приходит к нам та или другая бо­лезнь. Это потому, что обыкновенно мы бываем мало внимательны к себе и к сво­им грехам, которыми оскорбляем Бога и навлекаем праведный гнев Его на себя. Не удивительно, если и при внимании к себе не можем иногда объяснить, почему терпим болезни. Если бы Писание не от­крыло, кто бы сказал, за что Мариам, се­стра Моисея, поражена проказою? За что тою же болезнью поражён Гиезий, уче­ник Елисеев? Отчего многие были боль­ны между коринфянами, к которым писал послания апостол Павел? Но вот Писание открывает причины сих болез­ней: Мариам возроптала на Моисея, и Бог поразил ее проказою (см. Чис. 12, 10). Гиезий солгал пред своим учителем- пророком, и за это поражен был от Бога тою проказою, от которой, по молитве пророка, чудесно исцелился иноплемен­ный вельможа Нееман (см. 4 Цар. 5, 27). Между коринфянами, по свидетельству апостола, многие были оттого слабы и больны, что недостойно приступали к святейшей трапезе Тела и Крови Христо­вой (см. 1 Кор. 11, 30 и 27). Какие бы ни были причины наших болезней, но они всегда напоминают нам о наших грехах пред Богом; они внушают нам обратиться к Богу с искренним раскаянием.

Болезнями тела Бог хочет или очис­тить, или предохранить нас от болез­ней душевных.

Поэтому, подвергаясь бо­лезни, мы должны быть внимательны к благим намерениям Божиим и, внимая, должны тщательно испытывать свои де­ла и всю жизнь свою, чтобы видеть, как мы ходим пред Богом; должны смотреть, не за то ли Праведный Господь и лишает нас блага здоровья, что мало мы пользо­вались им для славы Божией. Вот изне­могают от болезни все члены моего тела: не за то ли это, что все они преданы были грехам и осквернены грехами, недостой­ны того, чтобы сила Духа Божия обитала в них и сохраняла их здоровыми? Вот тя­жело чувствует и скорбит сердце: не отто­го ли, что оно было источником грехов и питалось грехами? Вот страдает голова, и болезнь не дает мне покоя: не оттого ли, что она была вместилищем худых мыс­лей и намерений и так мало занималась благоговейным размышлением о Боге и об обязанностях к Богу? Вот слабеют и смыкаются мои глаза: не оттого ли, что так часто закрывались они там, где над­лежало им быть открытыми, и были от­крыты там, где должны были закрывать­ся; не оттого ли, что они обольщались и ослеплялись суетным блеском, смотрели гордо, презирали нищих и смиренных, мало смотрели на величие и красоту дел Божиих, чтоб в них видеть не созданную красоту Создателя и беспредельное вели­чие Всемогущего Бога? Вот болит и тяже­ло слышит орган слуха: не оттого ли, что мои уши так часто были невнимательны ко гласу Божию, со всех сторон меня ог­лашающему и призывающему на путь спасения? Вот ослабевают и трясутся ру­ки: не оттого ли, что они не тверды были в делании добра и часто простирались к делам неправды? Вот колеблются и пре­тыкаются мои ноги, не могут носить ме­ня: не оттого ли, что я часто удалялся от пути заповедей Христовых и ходил по распутьям греха? Не оттого ли страждет все моё тело, что в нем царствовал грех, который порабощал его своим похотям?

Не ропщите, стеная под бременем страданий, но смиренно терпите и с бла­гоговением принимайте наказание Бо­жие.

Слышите, что говорит мудрый: боя- щиися Господа уготовят сердца своя и пред Ним смирят души своя, глаголюще: да впадем в руце Господни, а не в руце че­ловечески, яко бо величество Его, тако и милость Его (Сир. 2, 17 и 18). Искренно сокрушаясь о своих грехах, будем гово­рить пред Владыкою неба и земли: мы со- грешихом и нечествовахом, сего ради не помиловал еси (Плач. 3, 42). Прогневали мы Тебя, Господи, и по правде наводишь Ты болезни на нас. Согрешили мы пред Тобою, и по делам нашим терпим и стра­даем. Презрели мы Твои бессмертные щедроты, оскорбили благодать Твою, не сохранили одежды невинности, дарован­ной нам в крещении, и недостойны Твоих милостей, а достойны праведного гнева и осуждения. Но аще беззакония назри- иіи Господи, Господи, кто постоит? (Пс. 129, 3). Но Ты, Боже, щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив: не вни- ди в суд с нами и прости нам грехи наши ради заслуг и ходатайства единородного Сына Твоего, пролившего кровь Свою на кресте за грехи всего мира. Яви над нами Твое безмерное милосердие: покрой гре­хи наши Твоею благостию, чтобы могли мы переносить все болезни терпеливо и благодушно, всегда прославляя все святое имя Твое.

Христианское чтение, 1848