Во время болезни полезно утешать се­бя размышлением о том, с какой целью Бог попускает болезни, какая от них польза для страдальцев, которые разум­но переносят их. Лучшим для сего пособием могут служить рассказы из жизни святых подвижников. Предлагаем здесь несколько.

Один старец говорил: если овладеет тобой слабость тела, то не малодушест­вуй. Ибо если Господь хочет, чтобы ты был слаб телом, то кто ты, что с огорчени­ем принимаешь это? Не Сам ли Он за те­бя печется обо всем? Ужели ты без Него живешь? Потому переноси терпеливо и проси Его, чтобы даровал тебе полезное, т. е. чего Он хочет, то и делай и сиди с терпением, вкушая с любовью, что име­ешь.

Феодор, ученик Пахомия Великого, сильно страдал головой и просил авву Пахомия, чтобы он своими молитвами облегчил его болезнь. Авва Пахомий го­ворит ему: «Ужели ты думаешь, сын мой, что кому-ни будь приключается бо­лезнь или страдание без попущения Божья? Потому переноси болезнь и имей терпение в смирении. Когда Бог захочет, подаст тебе здравие. А если захочет даль­ше испытать тебя, будь благодарен, как Иов благословлял Бога, и получишь от Христа большое успокоение. Хорошо воздержание и пребывание в молитве; но недугующий получит большую награду, если пребудет великодушен и терпелив, и не надейся на лекарства больше, нвж?- ли на Бога, будто Он не может даровать здравие».

 

Афанасий Великий

Афанасий Великий

Святой Афанасий Великий, придя к святому Нифонту, лежавшему на смерт­ном одре, и сев возле него, спросил его: «Отче! есть ли какая польза человеку от болезни?» Святой Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» (Четъи-Минеи, декабря 23).

 

Святая Синклитикия говорила:

мно­го коварных сетей у диавола. Не успеет поколебать душу бедностью, он уловляет ее богатством. Не одолел ее оскорбления­ми и поношениями — вооружается на нее похвалами и славой. Не возмог оболь­стить душу удовольствиями, он покуша­ется сокрушить ее невольными трудами (скорбями). Если человек побеждает диа­вола крепостью, диавол посылает на него болезни. Испросив себе позволение, он поражает тяжкими болезнями с тем, что­бы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и томится несносной жаждой. Если ты грешник, то, страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказа­нии, о вечном огне, о мучениях после су­да, не малодушествуй в настоящих стра­даниях, но радуйся, что Бог посетил те­бя, и повторяй сие прекрасное изречение: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Если ты же­лезо, то огонь (болезни) очистил твою ржавчину. Если ты праведен и подверга­ешься болезням, то через это от великого переходишь к большему. Если ты золото, то через огонь (скорби) сделаешься чище. Плоти твоей дадеся… ангел сатаны(2 Кор. 12, 7), радуйся, видя, кому ты уподобился: ты удостоился части апосто­ла Павла. Если ты страдаешь от горячки или простуды, то помни, что Писание го­ворит: Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65,12).

Достиг ты первого — ожидай и второго.

Успевая в добродетели, повторяй слова праведни­ка: Нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Сия двоякая скорбь сделает тебя совершен­ным. Ибо псалмопевец говорит: В скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Когда болезнь тяготит нас, то не надобно скор­беть о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений, так же как пост и земные поклоны слу­жат нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем беспокоиться. Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Если лишились мы глаз, то не под­нимаем их с важностью, ибо лишились орудия превозношения (и рассеяния мыслей по видимым предметам) и внут­ренними очами будем созерцать славу Божию. Сделались мы глухими — не должны печалиться, ибо лишились сует­ного слуха (и многих развлечений и ис­кушений, происходящих от него). Все ли тело обдержит болезнь — зато растет здравие внутреннего нашего человека (Достопамятные сказания).

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XVII в. (мон-рь Дионисиат на Афоне)

Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XVII в. (мон-рь Дионисиат на Афоне)

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очище­ния согрешений, а иногда для того, что­бы смирить возношение. Благий Гос­подь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством, а иногда очищает и душу от лукавых стра­стей и помыслов» (Лествица).

 

 

 

 

 

Смерть:	 ок. 700 года Почитается:	 в Православной церкви В лике:	 преподобных День памяти:	 28 января по юлианскому календарю

Смерть: ок. 700 года Почитается: в Православной церкви В лике: преподобных День памяти: 28 января по юлианскому календарю

Святой Исаак Сирин говорит: «Когда изнемогаешь, говори: блажен сподобив­шийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь. Ибо недуги по­сылает Бог для здравия души. Некто из святых сказал: «Замечал я, что монаху, который не работает благоугодно Госпо­ду и не подвизается ревностно о спасении души своей, но нерадив в прохождении добродетелей, непременно попускается Богом впадать в искушения, чтобы не ос­тавался он праздным и от многой своей праздности не уклонился в худшее». По­сему-то Бог налагает искушение на лени­вых, чтобы помышляли они об искуше­ниях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразу­мить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, нескоро внемлет им, пока не изнемогут и пока не­сомненно не дознают, что за нерадение и за леность их приключилось с ними это».

 

 

Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в.

Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в.

Святой Варсонофий Великий гово­рит: «Здоровье и страдание тела зависит от Бога, Который сказал: Аз убию, и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею (Втор. 32, 39). Итак, когда Богу угодно, то Он подает здоровье через врача, и когда угодно, одним словом (Своим). Продол­жительность же и непродолжительность страдания есть также дело провидения Божия, и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им по­лезно».

Святой Варсонофий так утешал нетер­пеливого больного брата: «Сын мой! по­терпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобиль­но. И не будем отягощаться (скорбью), чтобы уныние не пленило (и не подавило) нас, ибо это — начало погибели. Помни, чадо, что претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). Сын мой! И бо­лезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, не испытан­ный искушениями, неискусен (см. Сир. 34, 10). Испытанный же бедствиями бы­вает искусен, как и золото, очищенное ог­нем. Искусство приводит человека к упо­ванию, упование же не посрамит (Рим. 5, 5). Да не расслабит же враг богоугодно­го намерения твоего и да не поколеблет веры твоей в Святую Троицу. Скажи мне, как ты пострадал, что так ослабеваешь? Вспоминай слова апостола: Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренебрегай нака­занием Господним, ниже ослабей, от Не­го обличаемь. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, яко- же сыновом обретается вам Бог. Кото­рый бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12, 4—8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то ты будешь прелюбодейчищем».

Один брат в монастыре авва Серида, близ Газы в Палестине, когда впал в бо­лезнь и не в силах был терпеть страда­ния, просил великого старца Варсонофия молиться за него и помочь ему. Святой Варсонофий говорил ему: «Возлюблен­ный о Господе! Будучи уверен в тебе, по духовной любви моей к тебе о Христе, от­крываю тебе тайны Божии. Ты знаешь и убежден в том, что я день и ночь молю Бога, да спасет Он нас от лукавого и вве­дет в Царствие Свое вечное. И когда, по обыкновению, я начал молить Бога о те­бе, Он сказал мне: «Оставь, да испытаю его для пользы души его и да откроется через телесное страдание, каково терпе­ние его и что он должен наследовать за мольбы и труды«» (Отв. 510).

Мирской брат великого старца Варсо­нофия, будучи и сам уже стар, придя к нему в монастырь, отрекся от мира и, впав в водяную болезнь, просил великого старца помолиться о его болезни. Святой Варсонофий отвечал ему так: «Болезнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошел к Богу бесплодным. Итак, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вменится тебе вместо подвигов, так как ты недолго пробыл в иноческом образе. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счел меня, ничтожно­го, и себя значащими нечто: меня — как великого человека, себя — как брата та­кому человеку, а не знаешь того, что мы чада преступления Адамова, земля и пе­пел. Благодари же Бога, приведшего тебя в такое состояние».

Один старец просил великого старца Варсонофия помолиться о выздоровле­нии аввы Серида, игумена Палестинско­го монастыря близ Газы; святой Варсоно­фий говорил ему: «О здоровье сына моего (Серида) могли бы помолиться Богу неко­торые из находящихся здесь, в монасты­ре, святых, чтобы он не был болен ни од­ного дня, и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? Болезни, го­рячки, скорби, пока пришел в это благо­надежное пристанище. Болезнь эта весь­ма полезна ему для терпения и благода­рения».

По этой, конечно, причине авва Серид, как он открылся своей братии для их пользы, хотя жестоко страдал горячкой, но не молил Бога подать ему здоровье или облегчить его от болезни, а только даровать терпение и благодарение.

Некоторые из старцев общежития ав­вы Серида спросили великого старца Варсонофия: «Вы сказали нам, что вы умоляете Владыку Бога оставить после вас блаженного авву Серида; отчего же Бог, исполняющий волю боящихся Его, взял авву прежде вас? Почему Бог утаи­вает иногда и от святых дела Свои? И отчего на теле аввы Серида пред его кон­чиной появились струпы, подобные горя­щим углям, огневики?» Святой Варсонофий отвечал, как некогда сказано было авве Антонию Великому: «Это судьбы Божии; ты не можешь уразуметь их — так должно разуметь и о сем. Что касает­ся углевидных струпов, называемых ог­невиками, и преставления аввы Серида, то он получил славу сверх меры от людей и от Бога. Но чтобы люди не обоготворя­ли его (ибо поистине он был причастни­ком Святого Духа и совершенства), Бог через это (болезнь) угасил славу челове­ческую, чтобы вполне умножилась слава Божия. Достигши такой меры, он не мог более заботиться о земных вещах, а рав­но, находясь посреди людей, не мог изба­виться от. этого, и потому Бог взял его. Что же касается до нас, то мы ожидали, что будет так, как мы полагали; а случи­лось по воле Бога, превосходящего (наши мысли) Промыслом спасения. Впрочем, человек не должен исследовать непости­жимого, но всякую мысль и всякое бла­гое дело возлагать на Имеющего власть, да будет по воле Его».

Один брат спросил великого старца, должно ли употреблять врачевания в бо­лезни. Святой Варсонофий отвечал: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так (или должны поступать) в надежде на Бога. Прибегающие говорят: во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог по­даст нам исцеление. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употре­бишь (врачевания), не согрешишь; а ког­да же не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что, хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет только, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово пророка Илии, которое он говорил: Одр, на негоже возшел еси ту, не имаши слезти с него, яко ту смертию умреши (4 Цар. 1, 4 и 16), и будешь тогда без попечения (и смущения)».

Из этого наставления видно, что во всякой трудной болезни лучше ожидать смерти, надобно заблаговременно приго­товиться к ней, исповедаться и приоб­щаться Святых Тайн Христовых; тогда и можно встретить смерть без смущения.