Господь Иисус Христос, предвозвестив различные бедствия, которые постигнут людей при кончине мира, предсказав всю тяжесть их, сказал, что претерпевший до конца спасется (Мф. 24, 13).

Итак, для получения спасения необходимо терпение в скорбях. Но имеем ли мы его? Не часто ли приходится слышать нам жалобы на тяжесть своих страданий, сетование на свою участь, ропот на Бога? Где же искать причины такого нетерпения, такого малодушия?

Первой причиной малодушия и ропота во дни своих страданий многие поставляют великость скорбей, их постигающих, и слабость сил к перенесению их. «Нет меня несчастнее на свете! Никто не терпит таких несчастий!» — так обыкновенно вопиют многие под тяжестью скорбей и напастей. Попробуйте таким людям предложить совет умерить свою скорбь и сетование, взять терпение, покориться воле Божией — что скажут вам тогда? «И рад бы терпеть и переносить скорбь, да нет силы! Скорбь выше сил моих!» — так обыкновенно отвечают утешающим их. И это говорят христиане, последователи Иисуса Христа, Который уверяет нас через апостола, что Он не посылает человеку скорбей выше сил его, но всегда сотворит с искушением и из-бытие (1 Кор. 10,13)! Христос Спаситель и не обещал Своим последователям особенного счастья на земле: напротив, Он предсказал, что скорби и страдания на земле для них неизбежны: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33), говорит Он в Евангелии Своим последователям. Если же обещал им блаженство за их страдания, то блаженство на небе: Мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12). Потому Он не только заповедал нам переносить и терпеть скорби на земле, но и радоваться еще тогда: Радуйтеся и веселитеся (Мф. 5, 12), говорит Он. Так поступали и учили других поступать и апостолы Христовы (см. 1 Пет. 4, 13). Теперь судите, насколько не согласны с званием христианина, противны учению и заповедям Спасителя малодушие и ропот во дни скорбей и страданий земных. Нет! Не тяжесть скорбей и не слабость наших сил приводят нас к малодушию и ропоту, но излишняя наша привязанность к благополучию настоящей жизни.

И возможно ли, чтобы человек, всем сердцем привязанный к мирским благам и удовольствиям, великодушно переносил скорби и страдания? Это неестественно. В чем обыкновенно поставляют миролюбцы свое счастье? В том, чтобы обладать богатством, быть у людей в уважении, иметь хорошее здоровье, удовлетворять своим чувственным наслаждениям. К этим видимым благам и удовольствиям привязаны их сердца, устремлены их мысли и желания. Но так как видимые блага и удовольствия многочисленны и разнообразны, а желания человеческие ненасытны, то ищущий земного благополучия, чем бы ни обладал, всегда желает и ищет новых благ. А эта ненасытная жажда новых удовольствий и благ делается для человека источником многих скорбей, болезней и страданий. Каждое препятствие к достижению временного благополучия сильно потрясает мятущийся дух миролюбца, и вот он малодушествует и ропщет на судьбу свою.

Не то бывает с человеком, который смотрит на блага и удовольствия мира, как истинный христианин. Он не малодушествует и не ропщет на Бога, когда Ему угодно бывает отнять их у человека. Он никогда не забывает, что верующие во Христа суть странники и пришельцы на земле (Евр. 11, 13). Потому он, и пользуясь благами мира сего, как бы не пользуется ими, и приобретая оные, как бы не приобретает (см. 1 Кор. 7, 30-31). Оттого истинного христианина никакие скорби и страдания не доводят до малодушия и ропота на Бога. Если он наслаждается земными благами, то, радуясь, благодарит Бога; если же теряет их, он не сетует на то, ибо знает непостоянство земного счастья. Терпит ли гонения от врагов, обиды и притеснения? Он не упадает духом, помня, что он здесь странник и пришелец; там, в отечестве небесном, ожидает себе успокоения. После этого не удивительно, если он всегда покоен

и даже весел и рад скорбям. Для примера взглянем на жизнь святого апостола Павла. Не было скорби, которой бы он не испытал, не было напасти, которой бы он не подвергся, но ничто не могло довести его до уныния, до ропота на Бога. Хвалимся… в скорбях (2 Фес. 1, 4), говорит он о себе и своих сотрудниках. Но кто пользуется земными благами, никогда не думая расстаться с ними, кто всем сердцем привязан к ним, тому естественно малодушествовать и роптать, когда лишается их. Он виновник своего малодушия, ибо не умел, как должно, пользоваться тем, что имел.

Главной, наконец, причиной малодушия и ропота на Бога во дни скорбей и страданий у многих из нас бывает недостаток веры в Бога и упования на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией, что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему скорби и страдания, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему, и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смиряясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что Бог не забывает его, что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него наказания вечные; поражаемый скорбью, он говорит с праведным Давидом: Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим (Пс. 118, 71). Но человек, не имеющий такой веры в Божий Промысл и почитающий свои скорби и страдания действием простого случая, естественно должен тогда впасть в малодушие и роптать на судьбу свою, ибо он не знает ни причины, ни цели своих страданий и не видит конца оным.

Итак, не великость скорбей и не слабость наших сил, но излишняя привязанность к благам и удовольствиям временной жизни, неуменье пользоваться благами мира, недостаток веры в Бога и Его святой Промысл — вот причины нашего малодушия и ропота на Бога, когда постигают нас скорби и страдания.

Будем же благодушно переносить скорби в терпении и уповании на Бога, когда Ему угодно будет послать их на нас, и спасем души наши.

Прот. Романовский