Да исходим к Нему (Христу) вне стана, поношение Его носяще.

Евр. 13, 13

Зачем ты смущаешься боязнью человеческих поношений? Ты думаешь, что поношение — казаться крестоносцем?

Обрати очи свои на Господа.

Не Он ли, славой и честью венчанный, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2)? Не для тебя ли Он претерпел поругания, не для тебя ли был как бы червь, а не человек, поношение у людей (Пс. 21, 7) и уничижение у человеков? Не сбылись ли на Нем, когда Он шел под тяжестью креста, слова псалмопевца: Вси видящий Мя поругашамися (Пс. 21, 8), подражниша Мя подражнением, поскрежеташа на Мя зубы своими (Пс. 34, 16)? А ты ныне устрашаешься малейшего бесчестия креста, как будто бесчестно и постыдно участие в Кресте Господнем, тогда как истинные ученики Христовы Крест Его почитали для себя великой славой (см. Деян. 5, 41). И потому-то апостол Павел не усомнился поучать: Да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще (Евр. 13, 13).

Скажешь: охотно бы и я нес ради Господа моего крест и разного рода бесчестия, как сделали многие мученики, но меня смущает то, что все сочтут меня за явного грешника, подумают, что за многие беззакония возложен на меня сей крест поношений.

Почему же это тебя смущает?

Единородный Сын Божий, И же греха не сотвори (1 Пет. 2, 22), не был ли послан Отцом Небесным в подобии плоти греха (Рим. 8, 3)? Не со беззаконными ли вменися (Мк. 15, 28), не с двумя ли разбойниками был изведен и посреди их распят? Не о Нем ли говорит пророк: Сей грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труд, и в язве от Бога и во озлоблении (Ис. 53, 4)? А ты, как будто праведный, ужасаешься быть причтенным к грешникам. Или не сознаешь, что ты ходил по воле сердца своего и пияй неправды, якоже питие (Иов. 15, 16)? А теперь, как невинный, боишься понести некоторое поругание, тогда как уже научен последовать своему Спасителю в славе и бесчестии, в гаждении и благо-хвалении (см. 2 Кор. 6, 8). Если внимаешь учению Господню, то истинно увидишь там величие, где смирение; там силу, где немощь; там жизнь, где смерть; и если желаешь наследовать жизнь истинную, не презирай, не стыдись скорбей (блаженный Августин).

Зачем ты все внимаешь людским толкам?

Похваление наше, говорит апостол Павел, сие есть, свидетельство совести нашея (2 Кор. 1, 12). Имея чистую совесть, не должно и смущаться от людских толков, не должно поношения других считать важнее доброго свидетельства собственной совести (свт. Амвросий Медиоланский).

Пусть мир судит и мудрствует по своему, ты последуй стопам Христовым. Аще от мира был бы ты: мир убо свое любил бы; но теперь ненавидит тебя мир, потому что Сам Господь избрах тебя от мира (Ин. 15, 19), да последуешь Ему, неся крест. Да будет тебе известно и то, что мир прежде возненавидел Спасителя мира, поругался и посмеялся Ему. По сей-то причине иудеи и придумали умертвить Его смертью крестной, чтобы через это подвергнуть Его бесчестию. Они рассуждали так, что если кто и не оставит Господа Иисуса Христа, потому что Он уже умерщвлен, то по крайней мере оставит Его за то, что Он умерщвлен такой позорной казнью (свт. Иоанн Златоуст). Но это самое и привлекает более к Спасителю любящих Его, что Он ради них избрал смерть, исполненную бесчестия. Это и составляет им утешение при перенесении собственных их бесчестий, что они в этом бывают подобны Ему.

Царский путь Креста Господня