Превеса мерила правда у Господа: дела же Его мерила праведная.

Притч. 16, 11

Если, брат мой, ты веруешь, что Бог премудр или, вернее, Самая Премудрость, то как Он возложит на человека крест, превосходящий его силу? Не читал ли ты: Верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете (1 Кор. 10,13)? Если и люди не возлагают на своих животных бремени более того, сколько они могут понести, то Господь ли пошлет человеку искушений и бед сверх силы его? Кормчий знает, как нагрузить корабль в меру, чтобы от недостатка груза он не был увлечен и опрокинут сильной бурей и от чрезмерной тягости не погрузился в глубине моря. Так и Господь посылает избранным Своим крест искушений, чтобы им не быть легко увлеченными мирскими благами, но чтобы благополучно достигнуть пристанища вечной славы.

Бог вместе премудр и истинен, и вся мерою и числом и весом расположил (Прем. 11, 21). Он точно знает, чьи рамена что могут понести и чего не могут, и потому всем посылает скорби и беды в меру -так, чтобы никому не был дан крест или чрезмерно великий, или очень малый. Господь наблюдает, как и какой крест послан одному и какой другому. Он держит как бы на весах с одной стороны крестное бремя, а с другой — силу носящего, и соразмеряет то и другое, чтобы никому ничего не было послано сверх силы. И святой Давид сказал: Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру (Пс. 79, 6). Дает в меру, а не выше меры, чтобы люди, чрезмерно отягощенные скорбями, не пали под бременем их. Не повелел ли Бог еще в Ветхом Завете: Аще достоин есть ран нечестивый… да биют его… по нечестию его (Втор. 25, 2)? Бог позаботился даже о числе ударов, запрещая налагать более сорока. Итак, что вы устрашаетесь, малодушные? И власи главы вашея вси изо-чтени суть (Лк. 12, 7). И ни один влас главы вашея не погибнет (Лк. 21,18) без соизволения Божия. По весу распределяет взвешивающий души (см. Притч. 16, 2). Господь дал людям кресты, чтобы воздать за них соразмерными венцами на небесах: еже бо ныне легкое печали нашел, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам (2 Кор, 4, 17). Итак, кто может пожаловаться, что на него возлагается бремя тягчайшее, нежели какое он может понести? Такое бремя может наложить человек, не знающий силы того, кто должен нести, а если и знает, но наложит бремя не по силе, то будет жесток. Богу же, благому и премудрому, это не свойственно.

Почему же, спросишь, плоть наша всегда ропщет и жалуется, что несет более, нежели сколько может?

Мудрование плотское смерть есть (Рим. 8, 6). Оно неправильно рассуждает о благости Божией. Научись хоть от распорядителей на народных игрищах, как должно разуметь о Боге, ибо они не безрассудно и как случится дозволяют желающим вступать в борьбу, но внимательно рассматривают и сравнивают возраст и силы каждого и тогда уже назначают, кому с кем бороться, — юному с юным, мужу возрастному с возрастным. Так помышляй и о Боге. Он поистине знает силу и крепость каждого человека, приходящего в мир сей на брань; Ему единому известно, что один столько-то должен бороться против плоти, другой столько-то против того или другого нападения вражия, а третий более и продолжительнее того и другого. Неодинаково испытывается и крепость разных сосудов: более крепкие испытываются тяжелым ударом, а слабые легким: мастер к хрустальному сосуду едва прикасается перстом, в серебряную чашу ударяет сильнее, в колокол бьет молотом, и в каком колоколе более весу, в тот сильнее ударяет, зная, что он крепок и не разобьется. Так и Отец Небесный посылает людям кресты и скорби по мере их сил: слабых и немощных испытывает слегка, а твердых и мужественных испытывает крепче. Итак, не ужасайся, если кому-либо ниспосылается тягчайший крест, ибо все кресты исходят от отеческой руки Господней.

Или ты думаешь, что Отец Небесный, возбужденный несправедливым гневом и яростью, не смотрит, не разбирает и не заботится о том, кого бьет, сколь многочисленные, тяжкие и долговременные кресты посылает? Нет, не так Он делает: Он ни на кого не гневается, никого не презирает, но взирает на силу каждого и как бы на весах испытывает крепость всех. Предусмотрел Он от века, что тому или другому те или другие телесные страдания, болезни и скорби будут благопотребны и полезны, и потому премудро устроил, чтобы такого-то года и месяца и дня постигли человека известные скорби ко спасению его души. Итак, не устрашайся, крестоносец! Не называй жестоким Отца, Который через пророка сладостно утешает всякого верующего в Него: Не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: Мой если ты. И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжеши-ся, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, Святый Израилев, спасалитя(Ис. 43,1-3).