По премудрому Божественному совету бывает, что во время сего земного странствия жизнь избранных Божиих возмущают скорби. Жизнь временная есть путь к отечеству небесному, и по Божиим неиспытанным судьбам люди подвергаются ежедневным скорбям, дабы не возлюбили самого пути вместо отечества. Для того путь мира многотруден, чтобы люди, наслаждаясь отрадой в нынешней жизни и как бы пленяясь красотой пути, вместо того, чтобы скорее перейти его, не пожелали далее шествовать по нему и, увеселяясь на пути, не забыли того, что ожидает их в отечестве. Все в мире растворено желчью скорби, дабы люди сладости мира не считали за высочайшее благо. Если бы Господь утешал нас ежедневными настоящими благами, подавая нам все в изобилии, и не посылал нам в скоротечной жизни сей никакой скорби и страдания, то мы сочли бы совершеннейшими благами те, которые здесь Господь подает рабам Своим, и больших от Него не желали бы.

И потому мнимую сладость сей жизни Он растворяет желчью скорбей, чтобы мыстремились к блаженству истинному испасительному. О, горе роду человеческому! Горек мир, а его любят:  как же бы он привязывал всех, если бы исполнен был наслаждений! Волнуется мир, а вожделен для всех; что бы было, если бы не было внем треволнений? Если так прилепляются к миру нечистому, как пленял бы чистый! Как собирали бы цветы мира, когдане оторвут рук и от терний его?

Блаженный Августин

Поистине не только полезны, но и необходимы крест и страдания.

Иначе безумные люди оставили бы небо небесе Господеви, землю же сыновом человеческим (Пс. ИЗ, 24).

Но и то должно быть известно, что всеблагий Отец Небесный, содержа в Своей деснице и радости и скорби, устраивает так, что кто в жизни сей благоразумно несет скорби, того в будущей жизни ожидает радость; и напротив, кто здесь ищет одних мирских радостей, того ожидает там скорбь. Как ночь и день сменяются на небе, день предваряет ночь, а ночь бла-говествует день, так кто здесь получил меру исполненную, там найдет ее пустой; для кого в сей жизни сияют непрестанно дни светлые мирских радостей, для того в будущем веке наступит вечная ночь. Да, здесь и там наслаждаться покоем никто не может. Это возвестил и Авраам, говоря богачу: Чадо, помяни, яко воспри-ял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лк. 16, 25). О, коль страшен Господь в советех паче сынов человеческих (Пс. 65, 5)! Кого не устрашит притча об этом богаче, которого предали геенне мирские наслаждения? Ибо не за дела несправедливые, но за жизнь сластолюбивую он осужден мучиться в вечном пламени.

Сет. Василий Великий

И потому ищущие одних мирских благ призывают на себя казнь Божию, а не принявшие креста подвергаются вечным мукам.

Не говорил ли Господь в Евангелии: Горе вам богатым: яко отстоите утешения вашего. Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6, 24 и 25)?

Не удивляйся этому устроению Божию. В человеческих делах нет радости, которая не растворялась бы печалью. Жена егда раждает, скорбь иматъ, яко прийде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин. 16, 21). Горе мимошедшей печали усиливает приходящую радость, и по болезни здравие становится драгоценнее. Земледелец, не вспахав земли с трудом, не может иметь надежды на ее плодородие. Потому и говорится, что нет розы без шипов.

Сверх того, скорбями креста искушает Господь Бог вас, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею (Втор. 13, 3). Во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения (Сир. 2, 5). Разве мы не слыхали, что сосуды скуделъничи искушает пещь (Сир. 27, 5), а люди праведные испытываются скорбями? Добрых Господь не утешает наслаждениями, но испытывает и посылает им скорби, уготовляя их для Себя; а кому Он, по видимому, попускает утешаться, подавая отраду, те, как сластолюбивые, оставлены Им для будущего мучения. Сказано об искушении праведных: Яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе, Яко злато в горниле искуси их, и яко все-плодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют (Прем. 3, 5-7). Итак, терпящие скорби и страдания оказываются достойными пред Богом. Напротив того, Господь сказал в Евангелии: Иже не приймеш креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38).

Но, спросишь ты, какая нужда Богу испытывать людей, если Он знает добродетель каждого, хотя бы не посылал ему никакой скорби?

Не потому испытывает Бог людей, что как бы Сам не знал их прежде, но для того посылает скорби праведным, чтобы и другим показать великое их терпение. Многие не понимают, с каким душевным расположением святые почитают Бога, а нередко думают, что они ради благополучия в настоящей жизни служат Ему; но крест и скорби являют, с какой любовью они привержены к Богу. Так диавол думал, что праведный Иов чтит Бога ради временных благ, и во время его благополучия не находя, в чем обвинить его пред Богом, прибегнул к клевете: Еда туне Иов чтит Господа; не Ты ли оградил еси внешняя его и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест (Иов. 1, 10)? Будучи богат, он держится добродетели ради воздаяния. Что же сотворил Господь? Желая показать, что святые Божий не ради мзды почитают Его, Он отнял у Иова все имущество, предал его нищете и попустил ему впасть в тяжелую болезнь. Когда Иов жил среди богатств, немногие знали, каков он был, но когда сей добрый воин совлекся их, как одежды, поверг их на землю и на Божественном подвиге стал обнаженным, то так удивил всех зрителей, что Сам Господь ангельских сил похвалил его мужественный подвиг и провозгласил его победителем.

Сет. Иоанн Златоуст

Сверх того, терпение есть величайшая и избраннейшая добродетель; но, не испытав скорбей, праведник не может приобрести ее. Терпение есть благодушное перенесение наносимых и случающихся скорбей. Господь отечески любит благочестивых и мужественных людей, и по великой любви к ним посещает их скорбями, страданиями и лишениями, чтобы они приобретали большую силу. В том древе мало крепости, которое защищено от ветра, ибо от самого колебания древо крепнет и глубже укореняется. Без врага мужество ослабевает, и тогда только бывает видно, как велико оно и сколько может понести, когда терпение обнаружит его силу. Добродетель как бы вдовствует, если не имеет случаев упрочиваться терпением.

Или ты не слыхал, что терпение радуется скорбям?

Или не помнишь слов бла-гоутробного Отца Небесного: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую (Апок. 3, 19)? Бог действует с избранными Своими так, как благоразумный учитель с учениками, требуя больших трудов от тех, на кого имеет большую надежду. Так и настоятели монастырей испытывают благоискусных иноков. Святой Иоанн Лествичник повествует, что в некоторой обители был эконом, монах строгий, воздержный и кроткий, как весьма немногие. Однажды настоятель без всякой причины притворно разгневался на него и приказал выслать его из церкви. Лествичник, зная, что эконом нисколько не виноват в том, в чем был обличаем, наедине говорил пастырю о его невинности. Но премудрый муж отвечал: и я знаю, что он не виноват, но как было бы немилосердно вырвать хлеб из уст голодного дитяти, так себе самому и подвижнику вредит наставник душ, если не подает ему случаев к приобретению венцов, какие, по его примечанию, он на всякий час может заслуживать терпением досад, бесчестий, уничижений и поруганий. Если настоятель монастыря поступает мудро, подвергая наказаниям и неповинных, то кольми паче Господь, Отец громаднейшей обители, строитель всего мира, оградивший обитель Свою океаном и небом, как бы стенами, творит премудро, когда чад Своих исправляет гладом, недугами, убожеством и теснотой. Наконец, скажу еще вкратце: кресты посылаются от Господа и для того, чтобы через них умножались нам венцы и мздовоздаяние, ибо по числу искушений и скорбей умножаются и награды или даже несравненно более: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).