Бе же ту некий человек, тридесять и восемь лет имый в недузе своем.

Ин. 5, 5

Исцеление расслабленного

«Господи! Сколько раз я прогневлял и оскорблял Тебя! За эти вины мои пред Тобою я заслуживал вечных мук! Слава Тебе, Милосердый Господи, что Ты не отвергаешь меня от Себя и даешь мне почувствоваться, смириться и исправиться».

Тридцать восемь лет лежал расслабленный (разбитый параличом) на одре болезни. Каждый год собирал он последние силы, поднимался с одра, влек себя к целительной купели, видел колебание, спешил броситься, но, не владея членами тела, каждый раз имел горесть видеть, как целебной силой купели успевал воспользоваться другой. И вот впереди перед ним еще целый, долгий для несчастных, год томительной болезни и не менее томительного ожидания. Так тридцать восемь лет. Но среди этого страшного испытания расслабленный не потерял веры, не изнемог в надежде на милосердие Божие, — и вера спасла его!

Страждущие, находящиеся под бременем томительного испытания болезни ли, потери ли близких сердцу, других ли каких скорбей, чаще взирайте на этого расслабленного и в примере его ищите себе утешения и укрепления. Тридцать восемь лет — более чем полжизни тяжелых страданий и столько же обманутых надежд! Для чего такое великое испытание? Пути Божии неисповедимы; слабый ум человека, судящий по своему близорукому опыту, не в состоянии постичь их. Впрочем, Господь дает приметить, что отчасти причиной болезни расслабленного были грехи его. Грех есть оскорбление вечного Бога. Это несчастье наше, что мы так легко смотрим на грех и через то легко грешим. Но за оскорбление вечного Бога должно быть и наказание вечное. Если же теперь временными страданиями Господь дает нам загладить перед Ним нашу тяжкую вину, то это великое благодеяние нам, за которое мы всегда должны благодарить и прославлять Его.

«Господи! Сколько раз я прогневлял и оскорблял Тебя! За эти вины мои пред Тобою я заслуживал вечных мук! Слава Тебе, Милосердый Господи, что Ты не отвергаешь меня от Себя и даешь мне почувствоваться, смириться и исправиться».

Вот какая молитва должна быть на устах и в сердце страждущего.

Но не за одни грехи Господь посылает на людей тяжелые испытания. Слепой от рождения, которого Господь исцелил в Иерусалиме, не успел еще грехами заслужить своего несчастья. Он был поражен несчастьями в то время, когда на нем успокаивался благоволительный взор правосудного Бога. Явление славы Божией в прекращении бедствия, обнаружение добродетели праведников, назидательный пример для других, не столь крепких душевной силой, — вот цели подобных испытаний, открытые нам словом Божиим. Из истории видим, что сии временные лишения и испытания, если переносятся с терпением и благодушием, сугубо вознаграждаются не только там, на небе, но и здесь, на земле. Господь несправедлив не бывает: Иов по выздоровлении от проказы жил сто сорок лет в великом богатстве и счастье, имел прекрасных детей, видел внуков и правнуков и умер среди их благословения. Слепорожденный получил двойную радость: и увидел свет Божий во всей дивной его красоте, к которой так привыкли наши глаза, и узрел Спасителя. Нет сомнения, что и расслабленный теперь благодарит милосердого Бога за эти тридцать восемь лет своих томительных страданий, потому что его болезнь привела к нему Господа, приготовила его к принятию спасительного наставления, была лествицей к Царству Небесному. Так и ты говори, христианин:

«Господи! да будет Твоя воля! Хотя я и не могу своим слабым умом проникнуть в Твои судьбы, но верю, что все совершается к лучшему для меня. Не лиши меня плодов от Твоего испытания! Дай мне узреть спасение не телесное только, но и душевное, не временное, а вечное!»

Паче же всего, страждущий христианин, бойся искусительной мысли, что Бог тебя оставил, забыл. Смотри: тридцать восемь лет страдает расслабленный, тридцать восемь раз обманывается в своем ожидании исцеления, и милость Господня приближается к нему, сугубое спасение с небесе готово снизойти к нему. Господь идет, чтобы поднять его! Верь и ты в Бога, Спасителя твоего. Знай и помни, что в ту тяжелую минуту, когда придет мысль, будто ты оставлен, покинут людьми и Богом, на тебя по преимуществу устремлен взор небесной любви, испытующий, пребудешь ли ты верен Богу, бодро ли вынесешь борьбу и достоин ли, чтобы тебе послано было спасение. Мужайся, укрепись в это важное для тебя время, и если не ослабнешь в вере, не поддашься сомнению, унынию, то Грядый придет к тебе и не укоснит и, когда не чаешь, встретит тебя в день спасения твоего.

Воскресный день, 1894, М 18